QR-код. Госуслуги. Бабушка
Этим летом в Москве уже вводилась система QR-кодов, без которых нельзя было попасть в кафе. Требование быстро свернули, поскольку обнаружилось множество технических проблем, связанных с получением и распознаванием кодов. Кто-то не мог получить сертификат на сайте Госуслуг, хотя сделал прививки, кто-то не умел найти нужную информацию на своих смартфонах или отсканировать ее. Сбои, потеря времени, раздражение людей, а также проблемы с работой, поскольку российские власти постоянно увеличивают необходимый процент вакцинированных среди сотрудников компаний.
Войти в «Госуслуги» без компьютера и смартфона
Пенсионеры Татьяна и Николай Ивановы (фамилия изменена – «ТД») из Ярославля сделали прививку двумя компонентами «Спутника V», но получить QR-код так и не смогли:
– В поликлинике нам объяснили, что теперь бумажные сертификаты не выдаются, – рассказывает Татьяна Иванова, – сказали: «Ищите на Госуслугах». Но нам обоим уже за семьдесят, компьютера у нас нет, телефоны кнопочные. Как зайти на «Госуслуги»? Где там искать сертификат?
Сотрудники поликлиники направили пенсионеров в местный МФЦ, чтобы они смогли получить там техническую помощь. Однако и здесь оказалось всё не просто:
– Девушка в МФЦ отказалась помогать нам, – вспоминает Татьяна, – говорит, мол, не имею права заходить в ваш личный кабинет. Выдала на бумажке какой-то код из цифр и букв и порекомендовала обратиться за помощью к близким или соседям. Вечером внучка почти час пыталась применить этот код, чтобы открыть наши данные на «Госуслугах» – но даже у нее ничего не вышло: а что бы делали мы сами?
Действительно, сайт «Госуслуг» неоднократно «ложился» при массовом наплыве посетителей. Многие жалуются на технические сбои портала: нет сертификата, он неожиданно обнулился, его невозможно скачать или попросту не получается зайти в личный кабинет. Для многих людей, причем не только пожилых, сложно даже просто зарегистрироваться и найти нужный раздел. А как быть тем, у кого нет смартфона, компьютера или интернета?
В этом году я работал с подростками из детских домов и приемных семей. Ребята были из разных регионов: у одних дома есть или компьютер, или смартфон, но, например, нет принтера. Это означает, что любой документ, где нужна подпись, нужно сперва где-то распечатать, потом подписать и только потом отправить адресату. Долго, неудобно, дополнительные траты сил и времени. Можно, конечно, обратиться к соцработнику, написать заявление, потом получить распечатку. Это в теории, а на практике – до того же МФЦ или поликлиники нужно сначала дозвониться, а это то еще приключение.
«Квест»-2021: получить талон к врачу или электронный больничный
Год назад моей маме в Подмосковье, как и многим другим пенсионерам, нужно было получить электронный больничный для работодателя. Для этого было необходимо позвонить по телефону горячей линии и получить некий код. Три дня мама сидела на телефоне. Линия была постоянно занята, а если трубку брали – то по замкнутому кругу соединяли с «другим оператором». Работодатель тоже не смог объяснить, что нужно делать. Игра в «испорченный телефон» закончилась тем, что маме пришлось через знакомых доставать личный телефон заведующего поликлиникой...
Все повторилось, когда мама заразилась коронавирусом. Спасибо докторам, они ее вылечили. Но после выписки ей шесть часов (!) пришлось ждать документов для электронного больничного – сидя в машине рядом с госпиталем. И всё равно из дома пришлось снова звонить заведующему поликлиникой, чтобы дооформить все бумаги.
Я как федеральный льготник раз в месяц должен консультироваться с врачом для получения лекарств и коррекции лечения. В последнее время, особенно с началом пандемии, записаться стало крайне тяжело. Правила постоянно меняются: раньше талоны на следующий день публиковали в 10 вечера, теперь – в 8 утра. Не успел – к врачу не попадешь. Очередь может быть расписана на три недели вперед. Можно было оставить заявку на предварительную запись – но месяц назад сказали, что уже нельзя. В ноябре мой талон «сгорел» из-за болезни доктора, и пришлось все начинать сначала.
Теперь представьте, что весь этот «квест» проходит бабушка с кнопочным телефоном или простой работяга из отдаленного региона. Конечно, в банках, поликлиниках и МФЦ возле терминала с талончиками обычно стоит специальный человек, который помогает получить нужный талон. Вот только это ничего не гарантирует. Недостаточно просто занять очередь: нужно всегда помнить о том, что у нас существует еще живая очередь, очередь по талонам и люди, проходящие без очереди.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции