От единства к единству
Для Русской Церкви ХХ век – это прежде всего период неслыханного ранее в России гонения на веру. Причем самое печальное, что гонения эти проводили самые обыкновенные люди, граждане православной России. Церковь оказалась не только практически бессильной, но и уничтожаемой. Внутренний кризис Русской Церкви, ее зависимость от государства, подрыв ее авторитета не позволили ей стать нравственным барьером на пути экстремистских методов политической борьбы, которые приобрели потом и ярко выраженный антирелигиозный характер. Да, Церковь просияла великим сонмом новомучеников, но если мучеников были тысячи, то отступников были миллионы. Очевидно, что большевики не смогли бы сделать ничего, если бы их не поддержала – неважно по каким причинам и каким образом – значительная часть населения (да и сами они разве не были частью этого населения?)! И, кроме того, история Церкви того периода, как это опять же ни горько осознавать,- это и история междоусобной борьбы, разделений, обвинений. Причиной разделения послужили события политического характера – установление в России в 1917 году атеистического режима, который проводил масштабные гонения. Но вместе с тем разделялись ведь сами православные! С позиции сегодняшнего дня непросто понять и объяснить, в чем у нас были проблемы, зачем какие-то разделения, почему части одного целого столько лет не могли ладить друг с другом. А знать это важно, чтобы опять не попасть в такую же ситуацию.
Когда началась перестройка и давление со стороны государства снизилось, возникли и объективные предпосылки к воссоединению. В 1987 году Синод Русской Православной Церкви Московского Патриархата обратился к иерархам, клиру и мирянам Русской Зарубежной Церкви с призывом преодолеть дух ожесточения и средостения и принять участие в грядущем праздновании 1000-летия Крещения Руси вкупе (Предъюбилейное Послание от 21 июня 1987года). В ответ руководство РПЦЗ потребовало от иерархов МП покаяния в грехах сотрудничества с коммунистическим режимом, отказа от экуменизма, прославления Новомучеников Российских, — требования на тот момент совершенно неприемлемые для иерархии МП. Так, в своем ответном Послании Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви под председательством митрополита Виталия отметил три причины, не позволявшие тогда принять это приглашение. Первая причина - «это отказ Московской Патриархии от мучеников и исповедников нашего времени». Вторая причина – «что декларация митрополита Сергия (впоследствии – патриарха), о тождестве интересов Церкви и безбожного государства, лежит до сих пор в основе их отношений». Третья причина в том, что «Послание Московской Патриархии определенно утверждает, хотя и называет нас Церковью, что мы находимся вне спасительной ограды Матери-Церкви»11. Таким образом руководство РПЦЗ, уже с 1974 года начавшее подготовку к празднованию 1000-летия, отметило юбилей отдельно от Русской Церкви на родине: диалог не состоялся.
В Окружном Послании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви за границей от 1933 года было сказано, что «Органы Заграничного Церковного Управления отнюдь не стремились к присвоению себе автокефальных прав... Вся заграничная церковная организация считала и считает себя доныне учреждением чрезвычайным и временным, которое немедленно должно упраздниться по восстановлении нормальной общей и церковной жизни в России». И вот Советский Союз прекратил свое существование, атеистическая власть пала, но, к сожалению, должного стремления к единению не проявила ни одна из сторон. Более того, отношения между двумя ветвями Русской Церкви в 1990-е годы можно охарактеризовать как противостояние. В 1990-е годы РПЦЗ начала открывать (и принимать) приходы, а затем и епархии на территории России. Позднее в Зарубежной Церкви признали ошибочность проводимой тогда политики. В свою очередь, представители Московского Патриархата предпринимают ряд наступательных акций, пытаются оспорить права РПЦЗ на ее имущество за рубежом. В некоторых местах, например на Святом земле, это удается. Передача двух монастырей Зарубежной Церкви Патриархату сопровождалась насилием и скандалами... Но вместе с тем появляются и первые ласточки взаимного примирения и единения. В Германии между делегациями во главе с правящими архиереями Московского Патриархата и Зарубежной Церкви архиепископами Феофаном и Марком проводятся собеседования, которые носили ознакомительный и самый предварительный характер.В 2000 году в Москве проходил Юбилейный Архиерейский Собор, который принципиально решил вопрос об отношении Православной Церкви к светской власти. Кроме того, канонизация сонма новомучеников и исповедников российских, в том числе императора Николая II и членов его семьи, сняла еще одно из препятствий к сближению. Деяния Собора вызвали благоприятный отклик со стороны представителей Зарубежной Церкви. В свою очередь, Архиерейский Собор РПЦЗ принял решение о создании Комиссии по вопросам единства Русской Церкви, которая призвана изучить вопрос возможного восстановления евхаристического общения с РПЦ. Кроме того, в октябре 2000 года Архиерейский Собор РПЦЗ принял резолюцию о проведении научных конференций по проблемам истории Русской Церкви XX века с привлечением независимых историков, а также священнослужителей РПЦ МП и РПЦЗ. Первая такая конференция состоялась 13-16 ноября 2001 года в городе Сэнтендре (Венгрия) в резиденции Будимской епархии Сербской Православной Церкви. Вторая конференция проводилась в ноябре 2002 года в Синодальной библиотеке в Москве. С 8 по 13 декабря 2003-го в городе Наяк (США) прошло Всезарубежное пастырское совещание «Путь Зарубежной Русской Церкви в прошлом и будущем». Впервые на мероприятие такого рода были приглашены в качестве докладчиков клирики Московского Патриархата: архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Георгий Митрофанов и протоиерей Максим Козлов. Таким образом, процесс сближения активизировался.
Более того, уже на практике диалога со светской властью иерархи РПЦЗ могли удостовериться, что время безбожного правления в России действительно кончилось. Президент России В. В. Путин в 2002 году, находясь в Вашингтоне, встречался с представителем Зарубежного Синода, через которого передал приглашение митрополиту Лавру посетить нашу страну. В 2003 году Президент лично встретился с Предстоятелем Зарубежной Церкви и вновь от своего лица и от лица Святейшего Патриарха передал митрополиту Лавру приглашение приехать в Россию. Таким образом, в мае 2004 года официальный диалог вступил в новую стадию: первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр впервые посетил Москву и присутствовал на ряде патриарших богослужений. «После совместной молитвы на мощах святых мучеников на Бутовском полигоне, где отдали жизнь за Христа десятки тысяч православных христиан, стало очевидным, что настало время преодолеть трагическое разделение нашего народа, возникшее вследствие революции и гражданской войны, и достигнуть восстановления евхаристического общения и канонического единства внутри единой Поместной Русской Православной Церкви, неотъемлемой частью которой всегда осознавала себя Русская Зарубежная Церковь»12.
С целью восстановления евхаристического общения были созданы специальные комиссии. В ходе восьми совместных заседаний Комиссий, проведенных в Москве, Мюнхене, Париже, Нью-Йорке и Кельне с июня 2004 года по октябрь 2006 года, был подготовлен ряд документов, выражающих общее понимание по следующим вопросам: 1) о принципах взаимоотношений Церкви и государства; 2) о принципах взаимоотношений Православной Церкви с неправославными общинами, а также межконфессиональными организациями; 3) о статусе Русской Зарубежной Церкви как самоуправляющейся части Русской Православной Церкви; 4) о канонических условиях для установления евхаристического общения. К настоящему времени все эти документы одобрены Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Причем одобрение и поддержка были высказаны на уровне соборов! Так, еще в 2004 году Архиерейский Собор Московского Патриархата, одобрив работу комиссий, поручил своему Синоду вести дальнейшую деятельность в направлении восстановления евхаристическое общениеИтак, к разрыву канонического общения с Московской Патриархией Зарубежная Церковь шла поэтапно, с 1921 по 1943 год. Так же поэтапно происходило и восстановление канонического единства. Исторический путь, который прошла Церковь за это время, - путь извилистый, тернистый, обагренный кровью и слезами. Он показывает нам всю горечь разделения и ценность единства во Христе. Дай Бог нам воистину претворить в жизнь это единство, ценить его и не променять на какие бы то ни было политические лозунги.
Варфоломей Базанов
1 Согласно Уставу РПЦЗ «Русская Православная Церковь заграницей есть неразрывная часть Поместной Русской Церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти, в соответствии с Постановлением св. Патриарха, Св. Синода и Высшего Церковного Совета Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 г. за № 362».
2 Фирсов С. Л.. Митрополит Сергий (Страгородский) в оценках и мнениях современников// История Русской Православной Церкви в ХХ веке (1917-1933). Материалы конференции в г. Сэнтенде (Венгрия). Мюнхен, 2002.
3 Осипов А. И., проф. Сила нашей Церкви в единстве. // Да единомыслием исповемы http://www.pravos.org/docs/doc296.htm Информационный сайт, где размещены наиболее значимые из исторических и появившихся за последние годы материалов по вопросам взаимоотношения Московского Патриархата и Русской Православной Церкви За границей.
4 Цит. по: Владислав Цыпин, прот. История Русской Православной Церкви 1917-1990: учебник для православных духовных семинарий. М., 1994. С.245.
5 Из интервью Святейшего Патриарха Алексия II: Принимаю ответственность за все, что было // http://www.pravos.org/docs/doc191.htm
6 Николай Артемов, протоиерей. Что значит для нас каноническое общение? // http://www.pravos.org/docs/doc262.htm
7 Окружное послание Архиерейского Собора 1933 года по поводу послания митрополита Сергия // http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/documents/epistles.html
8 Слово Высокопреосвященного архиепископа Иоанна // Вестник Православного Дела № 4, Женева, 1960, С.5.
9 Из интервью Святейшего Патриарха Алексия II: Принимаю ответственность за все, что было // http://www.pravos.org/docs/doc191.htm
10 Там же.
11 Максим Козлов, прот., Светозарский А. К. РПЦ и РПЦЗ – преодоление отчуждения // http://www.pravos.org/docs/doc393.htm
12 Об итогах совместной работы Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Кёльн: 1 ноября 2006 г. // http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/2006/11summation.html