Ценность и личность
Если не актуально, то потенциально все богаты искренностью и добрыми чувствами, но не всякий об этом знает и тем более не всякий пользуется таким своим богатством, и оттого столько несчастных в мире. Можно сказать, что в отношении многих вещей мы все умны, чутки, зрячи, а в отношении других удивительно слепы, неразумны и зависим от других.
Окруженные большой зависимостью от других людей, мы недостаточно осознаем это и еще реже делаем поводом к своей скромности. Но во всем, что мы осуществляем, чем питаемся и что носим на себе и в себе, участвуют люди многих поколений. Справедливо один мудрец кланялся каждый вечер на все четыре стороны. Благодаря Бога и людей, он говорил, что все, что он имеет, он имеет от Бога и людей.
Да, в чем-то мы проявляем знание, умение и разум, а в другом обнаруживаем свое крайнее неразумие... Земля, на которой мы живем и над которой на вершок взлетаем, несется в космическом пространстве, среди своей солнечной системы. А система эта несется среди других, более грандиозных систем. И они, в свою очередь, несутся среди еще больших, уже невообразимых для нас квазаров.
Оттого наши жалкие подпрыгивания к луне не могут, конечно, быть поводом для какой-либо гордости. Эти дистанции буквально комарины. И земля, которая столь терпеливо и кротко держит нас на себе, есть огненное яблоко, на тончайшей кожице которого мы так самоуверенно живем и даже дерзко разглагольствуем и хвалимся устроиться без Бога и столь безвкусно похваляемся своими "достижениями".
А внутри нашего человеческого тела, хрупкого как паутина, но сложнейшего и удивительного, в своей гармонии, живут миллиарды невидимых нашему глазу существ. Не всегда они вредят нам, а только когда это им бывает позволено Хозяином. Есть Хозяин жизни. Его величие открывается в природе и в духе, в нравственных ценностях, в нас вложенных и нам свойственных. Жизнь человека зависит от малейших и таинственных обстоятельств. Наука, открывающая тайны мироздания, все более показывает нам, как слаба и хрупка наша плоть и земная жизнь и как мало, в сущности, мы знаем.
Мир духовный втекает в нас и обтекает нас. Он говорит нам своими таинственными знаками и стучит к нам: "Се стою у двери и стучу" (Откр. 3:20) и если кто отворит Мне (в глубинах совести послушается зова), то приду к нему. Быстр отклик Духа Божия на человеческую молитву. "Стою и стучу", первое действие Благодати в душе. И "кто отворит" сердце, - условие следующего действия благодати в человеке. Чудесная свобода человеческая есть прежде всего свобода возможности для нашего правильного, нравственного отношения ко всему окружающему и внутри нас являющемуся. Мы не вольны избежать того, что нам дается независимо от нашей воли; но мы всегда свободны всякое жизненное событие и слово претворить в свет, сделать нужным для себя и других. В этом дело нашей свободы. Чрез все события, все горести и радости человек имеет и власть и счастье идти к Божьей правде, которой нет конца. Мы окружены великой Заботой... Нет "рока", нет "слепой судьбы". Есть Недреманное Око Божией любви и наша свобода быть в ней.
Из книги "Апокалипсис мелкого греха", изд-во "Лепта", Москва, 2006
Друзья, не будем забывать, что слова о "желании устроиться без Бога", родились у человека, жившего в эмиграции. Они, с одной стороны, напрямую касаются жизни в американской действительности, где как бы декларируется: " in God we trust ", но давайте вспомним,кстати, где написаны эти слова... С другой стороны - они с легкостью могут быть отнесены к современному нам российскому миру и миру вообще. Разве секрет, что общество в котором мы живем, противопоставлено идее Бога, несмотря на то, что каждая душа действительно, как сказала Таисия, тянется к свету... Но это ведь не спасает человеческий мир от попыток построить "рай для себя": сытный, комфортный, как белый диван из Икеи в комнате с кондиционнированным воздухом. Рай, где людям обеспечено безцеллюлитное и бескариесное существование, без морщин на лице и проблем с желудком, где нет конфликтов - они решены, нет желаний - они удовлетворены, где есть одно сплошное "довольство", оснащенное по последнему слову науки и техники. Мне кажется, владыка Иоанн хотел лишь обратить внимание на хрупкость нашего существования, призывая, в большей степени, помнить, что лишь Бог способен беречь и охранять эту хрупкость, а не создаваемый человеком "раек". Ну а ужасаться словам о человеческой самоуверенности... а чего им ужасаться... она есть, куда от нее денешься, от этой самоуверенности?.. Слава Богу, что мы это знаем... есть над чем работать :) развет не так?