Привет из Черногории
2 июня 2007, суббота
Как замечено в одном местном путеводителе, «чудесная страна Черногория существует только для русских, для остальных это государство Монтенегро». Странно, но ничего общего с названием страны её описание не имеет. Цвет Черногории — зелёный, в него одеты горы, подступающие к морю; изумрудный — удивительный цвет Адриатического моря; красный — цвет черепичных крыш домов и галечных пляжей; цвет Черногории — белый, которым сверкают её известняковые горы и снежные вершины.
Наше путешествие началось в субботу, 2 июня. Добираться до Тивата, одного из двух аэропортов Черногории, примерно полдня. Удивительно, но никогда у нас не было столь лёгкого преодоления границ и контролей, как в этот раз. На все формальности было потрачено минут 15 — и вот мы уже в транзитной зоне Домодедово. Три часа полёта, паспортный контроль, получение багажа — и мы уже в Черногории. Приветливый пограничник ставит штампы в паспорта и говорит: «Добре дошли» («добро пожаловать»). На выходе из аэропорта нас тут же встречает дядька Далибор, сын хозяйки, у которой мы будем жить в городке Петровац, на берегу Адриатики.
Кстати, об именах: один серб спросил как-то у моей супруги, когда она была пару лет назад в Сербии: «Почему вы ваших детей называете греческими именами? Вот мы называем национальными, а небесный покровитель, ангел семьи у нас определённый святой, на всех один». Так называемая Крестная Слава — одна из отличительных особенностей сербского Православия. Своими святыми покровителями сербы считают не только тех святых, имена которых носят, но и покровителей целого рода — тех, кому они совершают Крестную Славу. Сербы крестились не всем народом, а родами. Каждая семья выбирала день крещения и святого, чья память праздновалась в тот день, принимала как свою Славу. Слава переносится из поколения в поколение, от отца к сыну. Крестную Славу сербы праздновали во все времена, в пору турецкого ига, в пору изгнания, на полях битвы, в богатстве и изобилии, в бедности и в нищете, во время советской власти. Можно сказать, что Крестная Слава сохранила православную веру в Сербии.
Действительно, подавляющее большинство сербов и черногорцев имеют национальные имена.
Встречает нас приветливая хозяйка (здесь очень хорошо относятся к русским), показывает комнаты и предлагает стопочку раки — традиционного национального напитка, от которого по правилам гостеприимства не принято отказываться, да, если честно, и не хочется.
Две небольшие комнатки, четыре кровати, кухня — всё очень просто, а нам большего и не нужно. Домик, в котором мы остановились, расположен в 20 метрах от церкви св. пророка Илии, в 50 метрах от моря и метрах в 30 от магазина, в котором есть всё необходимое для нашего существования.
Что делать в первый день? Конечно, бежать к морю и как можно быстрее в него нырнуть! Что и было проделано без промедления моими детишками. Для них тут раздолье. Загадка питания современного ребёнка необъяснима: мои дети готовы на завтрак, обед и ужин есть либо макароны с кетчупом, либо картошку-фри, либо пиццу. Последнейздесь неимоверное количество, будем считать, что проблема питания детей на ближайший месяц решена.
В первый же день мы встретилисьс нашими многодетными друзьями, теперь нас пять взрослых и восемь детей, большая и весёлая компания. Завтра они перебираются в Петровац. На море мы познакомились ещё с парой семей, в которых более трёх детей. На мой взгляд, наше правительство вполне успешно решает демографическую проблему, ибо столько многодетных русских на квадратный километр я не встречал даже в Москве — остаётся только порадоваться за будущее нашей страны.Искупавшись, мы немедленно приступили к исследованию городка, в котором мы будем жить. Городок весьма небольшой, с населением около семи тысяч жителей. В нём есть три церкви, один рынок, почта, один большой магазин, много маленьких магазинчиков, ещё больше ресторанчиков, часть из которых ещё не открыта, ибо не сезон. Основной туристический сезон начинается здесь в конце июля, когда у сербских ребятишек начинаются каникулы. Немного походив по городу, мы решили пойти домой и лечь спать, т.к. все же устали с дороги. А завтра утром мы, конечно, пойдем на службу в ближайший храм.3 июня 2007, воскресенье Всех Святых
Добр дан! Добрый день. Если хочешь выучиться говорить по-сербски — выкини из слов гласные. Конечно, далеко не всё, что говорят сербы, понятно, но если прислушаться и попросить говорить медленнее, то вполне можно уловить основную мысль.
Утро сегодня началось с богослужения. В ближайший храм мы шли около минуты и пришли самыми первыми. Священник был в храме один и совершал утреню. Ни привычных по московской жизни свечницы, ни чтеца, ни певчих, ни пономарей не было. Все просто: сам позвонил в колокол, прочитал и утреню, и часы один священник, причём про себя (наверно, сказалось отсутствие какого-либо народа). Но к литургии пришли два мальчика пономаря, одна певчая и звонарь. Причём, как мне показалось, это матушка и дети батюшки.
Храм маленький, где-то метров десять в длину и пять в ширину. Старинный иконостас, только в отличие от русского самый нижний ярус, у пола, который у нас ничем не украшен или украшен крестами, составляют иконы. Прямо рядом с иконами на полу стоят жестяные ящики с песком, куда молящиеся ставят свечи. Это нижний ярус. Для верхнего второго ряда (по-нашему — местный ряд) предназначены обычные подсвечники. На всех иконах, висящих отдельно и на самом иконостасе следы праздника Троицы: все они украшены веночками из полевых трав и цветов.
В девять утра началась литургия. Пришедшая певчая достала из аналоя иконочку св. царственных страстотерпцев, поцеловала её, перекрестилась и приготовилась петь. Причём ни нот, ни какого-либо иного последования, кроме книги «Апостол», я у неё не заметил. Священник служит (произносит ектении и возгласы) по-сербски. Однако все изменяемые и неизменяемые песнопения — на церковно-славянском. Поэтому в службе принимает участие весь храм, 90% которого наполнено русскими, из них 13 человек — мы. Поют и подпевают все безисключения, даже дети, никому не возбраняется. Служба продолжается около часа, последование её полностью такое же, как и во многих храмах России, кроме, пожалуй, чтения записок: оно отсутствует.
Всё понятно и просто, ощущаешь, что ты стоишь и молишься не один, а вместе со всеми. Евхаристия — Благодарение, удивительное ощущение единения христиан, вне зависимости от возраста, пола, национальности. Вот уж действительно, это то место, где так и хочется сказать всем, каждому молящемуся: благодарю за совместную молитву, Христос посреди нас был здесь, и мы в Нём едины. И сказать это не только живым, но и тем, память которых мы совершаем, которые не оставляют нас своей молитвой. Сегодня они были здесь, среди нас. Хотя батюшка в конце сказал «Спаси Христос!» и ничего более не добавил, как же много было выражено в том Таинстве, которое совершилось в этой маленькой церкви!
После запричастного стиха запели какой-то удивительный гимн Божией Матери, слова которого я не очень разобрал, но это было так красиво и молитвенно, что хотелось, чтобы он не кончался никогда: «Тебе хвалят ангелы/И мы грешны на земли…» Дальшеслов я, увы, не разобрал, но, когда приеду или будет к тому возможность, выложу кусочек на YouTube, может, кто-нибудь опознает, что это такое. Ну а я здесь попытаюсь разузнать.
В остальном день прошёл в разного рода радостях отдыхающего, которые не заслуживают пристального внимания. Но у нас есть планы поездить по стране, посетить ее святыни. И об этом я обязательно постараюсь написать.
Впервые опубликовано 4 июня 2007 года