Имя как идея. Имена разных поколений запечатлели страшную трагедию в России
Фото: Old.stsl.ru |
Священник Павел Флоренский в своей работе «Общечеловеческие корни идеализма» пишет, что «в житиях, прологах, церковных песнопениях многочисленны указания о ярком выражении святым духовной сущности своего имени. «По имени и житие» — стереотипная формула житий... Имя оценивается Церковью, а за нею — и всем православным народом, как тип, как духовная конкретная норма личностного бытия, как идея; а святой — как наилучший ее выразитель». В данной работе явление мученичества и исповедничества в Русской Православной Церкви XX века рассмотрено через статистику имен.
Таблицы 1-3 |
Полный список имен и кратких биографических справок (9000 человек) можно найти в базе данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века» в Internet по адресу http://www.pstbi.ccas.ru. В таблицах представлены десять наиболее частых среди новомучеников имен и фамилий, частоты встречаемости этих имен в базе данных (столбец «В базе данных»), а также оценка общих чисел пострадавших (столбец «Всего»). Значения последнего столбца вычисляются на основе предположения, что всего в XX веке пострадало за Христа от 500000 до 1000000 православных людей, следовательно, 9000 имен, по которым строится статистика, составляют примерно 1/100 часть.
Всего в таблице 4646 имен из 9000. имеющихся в базе данных. Следовательно, более половины новомучеников носили имена великих святых: Николая-Чудотворца, Иоанна Богослова, Иоанна Крестителя, Иоанна Воина, Александра Невского, Василия Великого, Архистратига Михаила, апостолов Петра и Павла, Алексия человека Божия, Алексия митрополита Московского, преподобного Сергия Радонежского, равноапостольного князя Владимира.
Самым почитаемым святым на Руси по этой статистике получается святитель Николай Мирликийский, поскольку 744 Ивана были названы в честь Иоанна Богослова, Иоанна Крестителя, Иоанна Воина и др. (всего 68 святых Иоаннов в русских святцах). Точно установить про большинство новомучеников, кто в честь кого назван, невозможно. Однако Николаев в русских святцах всего 7, и святитель Николай из них самый чтимый, поэтому в честь него названы большинство новомучеников.
Вот менталитет русского народа конца XIX века (Таблицы 1-3).
Фамилии говорят о социальной принадлежности новомучеников и исповедников. Они, как правило, из священнических семей.
Посмотрим, какие же изменения произошли от отцов новомучеников к самим новомученикам. То есть посмотрим статистику отчеств новомучеников (См. таблицу 4).
Таблица 4 |
Сравнение списка отчеств со списком имен позволяет сделать ряд заключений. Чуть ли не в два» раза чаще стало употребление имени Николай и имени Сергий (Сергеевичей — 102, Сергеев — 257); в два с половиной раза чаще имя Владимир (Владимировичей — 89. Владимиров — 230).
Отец Павел Флоренский отмечал, что в России любили называть в честь любимых императоров и императриц. Так, в начале XIX века «не было фамилии без Екатерины, потом все стали давать сыновьям имя Александра». Видимо, любовь к последним императорам Российским привела к почти двойному увеличению частоты имен Александр и Николай. И он же — Император Николай II. в честь кого названы многие убиенные за Христа, сам стал одним из первых новомучеников.
Увеличение в 2.5 раза употребления имен Владимира и Сергия в конце XIX века, возможно, было вызвано большими Всероссийскими праздниками — 900-летие Крещения Руси (1888 год) и 500-летие кончины Сергия Радонежского (1892).
Таблицы 5-7 |
Далее приводится статистическая выборка имен сотрудников одного крупного Общества (около 500 тысяч человек в 1995 году), предприятия которого расположены по всей России. (См. таблицы 5-7).
К счастью, не заняли первых мест многочисленные революционные новообразования типа Владилен, Эдил, Желдора и т.п.
Отметим, что самым распространенным женским именем — с большим отрывом — стало Татьяна.
Фамилии Воскресенский, Троицкий, Преображенский, Ильинский и Богоявленский, которые оказались среди десяти наиболее пострадавших от репрессий, в современном списке находятся, соответственно, на 5100, 1600, 3000, 2300 и 7800 местах. Это, видимо, говорит о том, что священнические семьи были практически уничтожены.
Изучив последнюю таблицу, не зная истории России и не зная даже страны, по гражданам которой она составлена, можно точно сказать, что в этом государстве между поколениями 1860-1910 гг. и 1930-1970 произошла страшная катастрофа. Из чего это следует? Имена, любимые столетиями, — Иван, Петр, Василий и Павел — в 9, 8 и 7 раз стали менее любимыми!
Как нужно было потрудиться пропаганде, чтобы русские люди забыли апостола Иоанна, Иоанна Крестителя и стали считать синонимами слова — Иван и дурак. Самые любимые нашими дедами имена Иван и Мария попали теперь на 16 и 14 места. Имена Николай и Михаил стали встречаться реже в 2,5 раза, Александр и Алексей — в 1,5 раза.
Чаще в 1,7 раз стали называть именем Владимир (наверное, ясно, почему) и в 1,2 раза— именем Сергей.
Таблица 8 |
В последние пять лет в Москве (про всю Россию судить трудно — нет данных) среди христиан, и не только христиан, очень сильно возросло число младенцев Елизавет и Тихонов — что безусловно связано с почитанием и прославлением святителя Патриарха Тихона и преподобномученицы Елизаветы. С последующим прославлением новомучеников, очевидно, будет и распространение их имен. Так, например, в Братстве во имя Всемилостивого Спаса среди 100 новорожденных 30 названы в честь новомучеников.
Впервые опубликовано в газете «Татьянин день», № 25, октябрь 1998 года