Современный храм: каким будет зодчество XXI века?
Одна из работ на конкурсе проектов |
«Сейчас это эскизные проекты, - поясняет ректор ГУЗа Сергей Николаевич Волков. Но университет готов развивать их дальше, вплоть до рабочих чертежей. Мы даже могли бы участвовать в строительстве храма во время летней практики. Но главное - это идея, эскизное проектирование, которое представлено на конкурсе».Предполагается, что в новом храме будут совершаться преимущественно венчания, что он станет популярным у местной молодежи именно в этом статусе. Открытие выставки студенческих проектов приурочено к дню памяти святых Петра и Февронии - 8 июля. Выставка пройдет в Борисоглебске Воронежском.
Студенты работали над проектами в течение трех месяцев. Чтобы помочь им более глубоко разобраться в новой теме - архитектуре православного храма - был приглашен священник Алексий Забелин, который прочел несколько лекций на тему «Богословие храмовой архитектуры». «Изначально я не была подробно знакома с традициями храмовой архитектуры, - признается одна из участниц конкурса шестикурсница Дарья Пушкина. - Но лекции отца Алексия мне очень помогли. Особенно полезно было узнать подробности того, как совершается венчание».
«Я старался объяснить студентам, как в архитектуре выражается любовь, чтобы помочь спроектировать венчальный храм, - делится отец Алексей, - постарался рассказать о богословском осмыслении архитектуры: часто человек чувствует Бога, рвется к Нему, рождается какая-то форма, и только потом осмысляется, почему именно эта форма выбрана».
Для студентов идея - это главное, хотя она может быть и не собственно богословской: «Молодые люди, такие, как мы, не могут быть равнодушны к таким темам, как тема счастливой семьи. Да и для страны в целом это актуально, - уверена Даша.- Решая конкретные задачи конкурса, мы стремились к тому, чтобы архитектура нашего храма соответствовала его назначению, то есть венчанию: легкость конструкции, обилие света, ажурность внутреннего убранства. Так же как современный молодой человек может быть настоящим христианином, православный храм 21 века может быть исполнен в более или менее современной архитектурной манере».
Храм под омофором
Нам удалось подробно познакомиться лишь с одним проектом, который, впрочем, считают одним из лучших. Екатерина Морозова (1 курс), Яна Баранова (4 курс), Дмитрий Миргос (5 курс) и Дарья Пушкина (6 курс) вместе со своим преподавателем кандидатом архитектуры, почетным архитектором России Анатолием Марковичем Гарнецом спроектировали «храм под пологом».
"Храм под пологом" |
Оболочка-полог, символизирующая схождение Неба на землю и Покров Богородицы, выглядит необычно. Кроме того, она облегчает и удешевляет строительство. Профессор Гарнец уверен, что из-за бетонного полога их храм обойдется намного дешевле любого типового проекта схожего масштаба: «Изготавливается опалубка, заливается цементом, внутрь ставится арматурная сетка - и все. Это работа нескольких человек в течение нескольких часов. А в основном храмы делаются из кирпича, что более трудоемко и требует постоянного присутствия специалистов, - объясняет он. - Кроме того, фундамент вырывается не по периметру, а только там, где вставляется полог. Так что и земельных работ гораздо меньше». «Мы не просчитывали стоимость проекта, но она сопоставима со стоимостью типовых проектов», - соглашаются с руководителем студенты.
Разработчики проекта по-новому подошли к функциональности - так, узнав, что каноны никак не воспрещают устраивать праздничную трапезу на прихрамовой территории, они запроектировали места для хранения раскладных столов. Не менее тщательно продумана и символика убранства: над входной аркой - чудо в Кане Галилейской, на медальонах - иконы Муромских святых Петра и Февронии, родителей Сергия Радонежского Кирилла и Марии и родителей Иоанна Крестителя - Захарии и Анны, потому что они явили миру разные образы благословенного Богом брака.
«Этот проект - на стыке, - объясняет Даша. Аккуратное сочетание новых и традиционных элементов. Конечно, изменит внешний облик храмов использование современных материалов - колонны храма-часовни предполагается сделать из прозрачного полимерного материала. Может быть, в храмах вообще будет больше стекла - хотя хай-тек вряд ли приемлем. В нашем проекте купол - традиционный для Владимиро-Суздальских храмов, потому что мы считаем, что в определенной местности лучше использовать традиционные элементы, характерные для этой местности». «Материал не имеет большого значения. Он должен подбираться в соответствии с идеей, образом», - возражает профессор Гарнец.
Становится понятно, что работа над конкурсными проектами побудила студентов и преподавателей к размышлениям о том, каким должно быть храмовое зодчество в 21 веке. Мы попросили экспертов рассказать об этом подробнее.
Обновление, но не модернизм
«Сейчас распространены трафаретные решения, «списки» старых храмов, - сокрушается профессор Гарнец. - Когда идея повторяется несколько раз, она теряет
Один из конкурсных проектов |
Профессор Гарнец предлагает использовать архаичные элементы в соответствии с традициями зодчества определенной местности: «Любое храмовое сооружение должно вписываться в контекст. Образ храма воспринимается прежде всего от завершения, купола. Поэтому купола должны быть именно местные: владимиро-суздальские очень сильно отличаются от псковских или киевских. Равно как и тип крестов. Могут быть местные детали отделки - например, если бы я строил храм в ярославской области, я бы снаружи использовал изразцы - для Ярославля это очень типично».
«Выход из кризиса современного храмового зодчества я вижу в том, чтобы расширять базу традиции, с которой знакомятся студенты, - делится мнением Ольга Вениаминовна Калугина, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. - Культурный специалист не замкнется на какой-то одной традиции. Есть три уровня усвоения традиции - копирование (мы сейчас в нем бьемся), стилизация и ассимиляция. Вот если архитектор впитает огромный пласт традиции, он выдаст что-то принципиально новое, но не противоречащее духовному контексту. Поэтому выход из кризиса - более мощная гуманитарная и историко-культурная подготовка архитектора». Также Ольга Вениаминовна считает, что можно разнообразить функциональную типологию храмов: венчальные храмы, храмы-часовни, храмы-памятники и так далее.
«Но не надо забывать о том, что храм строится прежде всего для совершения литургии и что в любом храме могут совершаться все таинства, так как таинства равны», - напоминает отец Алексий Забелин. «Храм - это не объект для человека, а объект для молитвы Богу, - соглашается со священником архитектор Ольга Бабина, руководитель студенческой практики в Борисоглебске. - Сейчас, к сожалению, храмы создаются для человека, для его удобства - чтобы можно было прийти, а лучше приехать, припарковать машину, зайти в церковную лавку, совершать какие-то кружения, вместо того, чтобы приступить к главному - к молитве. Эта мозаичность сознания мешает нам создавать гармоничные, простые храмы, которые предназначены для молитвы. Поэтому развитие архитектуры должно идти не по пути украшательства, вычурности, а, напротив, возвращаться к простоте. А это очень зависит от внутреннего мира человека. Мы потеряли, с одной стороны традиции, а с другой - духовный багаж, который необходим для такой архитектуры. Его необходимо пополнять».
Священник Алексей Забелин считает, что если обновлять традицию храмового зодчества - то только так, как обновил иконопись преподобный Андрей Рублев: «Вот преподобный Андрей Рублев создал «Троицу» - казалось бы, есть догматика, рамки, за которые выходить нельзя. А он вышел и расширил эти рамки. Также и здесь: в России появилась шатровая архитектура, «лестница в Небо» - за рамками готики и романского стиля, новое явление. Иконы не может быть без молитвы иконописца. То же самое с архитектурой - бывают храмы «уютные» и «неуютные». Душа, которая чувствует Бога, передает это в творчестве. Если человек хорошо знает традиции и каноны Церкви, то в их рамках он может творить достаточно свободно, делать шедевры».
Все впереди?
Проект, представленный на конкурсе |
Благодарим за помощь в подготовке материала помощника ректора Государственного университета по землеустройству Валентину Павловну Шустрову.