Мечтать не вредно?
Мечтатель в себе
- Сталкивались ли Вы с тем, что иногда мечтательность бывает полезной? Одна моя подруга-мечтательница начиталась английских романов, и у нее появилась мечта учиться в Великобритании. И она выиграла стипендию на обучение, учится сейчас в Лондоне. Ее мечта привела ее к этому. Это же явная польза!
- Здесь, скорее, можно говорить о целеполагании. Мечта тоже была, но не только мечта. Одно дело, если бы она мечтала: «А хорошо бы мне в Англии оказаться!» - и ничего для этого не делала. Другое дело - когда высокая цель побуждает человека к тому, чтобы жизнь свою соответствующим образом строить. Сколько же труда нужно было на это положить! Дурная мечтательность приводит к пассивности, а добрая мечтательность, которую я назвал высоким целеполаганием, побуждает человека к усилию.
- Почему святые отцы считают мечтательность грехом?
- Мечтательность в двух случаях оказывается препятствием и опасностью в нашей духовной жизни. Первое - это в молитвенной жизни, когда человек начинает фантазировать вместо того, чтобы вести разговор с Богом. Льюис очень резонно говорит в «Письмах Баламута» о том, что можно вместо Бога молиться тому, кого мы выдумали, в том числе - картинке, которую мы нарисовали в своем воображении. И этот выдуманный нами мечтательный, фантазийный образ будет замещать Единого Христа Спасителя. Вспомните «Детство» Горького. Алеша Пешков довольно точно заметил, что у бабушки и дедушки было два разных Бога - добрый Бог бабушки, который всех за все всегда прощал, и строгий и жестокий Бог дедушки, который только всех наказывал. Но ведь и тот, и другой были в какой-то степени выдуманы и не соответствовали тому, о чем мы знаем из Евангелия. Это первая опасная область мечтательности.
Вторая опасность связана с тем, что человек может уходить в мечту, закрываясь от принятия той жизни, которую ему Бог дает. Он перестает жить настоящим, теми людьми, которые его окружают, принятием тех жизненных обстоятельств, которые Бог дает, уходя в бесплодную мечтательность о том, что будет когда-нибудь или - еще хуже - что было бы, если бы... Если бы я женился не на той девушке, если бы я родился не в то время, не в той стране, если бы у меня были другие друзья и другие способности, если бы у меня были другие материальные ресурсы - тогда-то я бы уж... И это, конечно, бесплодное и пагубное для души времяпрепровождение.
- Мечтательность в духовной жизни. Где критерий, что все, уже заносит, пора остановиться?
- - Можно применить евангельский критерий: по плодам их узнаете их. Если мне кажется, что я хорошо молюсь, но стук в дверь и просьба от близких вынести помойное ведро вводят меня в состояние гневного аффекта, то это иллюзия, а не молитва. Если дивная, светлая картина мира, созданная в моем воображении, прерванная необходимостью навестить больную бабушку, вызывает во мне либо уныние от того, что это нужно сделать, либо приступ ненависти к той самой бабушке, из-за которой я вынужден прерваться, то это дурная вещь. Если из-за виртуального, фантазийного, мечтательного страдает ближний, это можно заметить, и не нужно быть гигантом духовной жизни, чтобы понять, что нам те, кого мы выдумали, дороже тех, кто есть.
- Вы отнесли к отрицательным свойствам мечтательности уход от реальной жизни. Но ведь в определенных ситуациях это тоже бывает полезно? Приведу пример: у меня есть подруга, талантливый дизайнер, женщина, которой за тридцать, всегда очень активная, приятная, но одинокая. И хотя она переживает, что одинока, тем не менее, она - источник позитива, никогда никакой депрессии. И как-то она призналась, что - да, ей не хватает второй половинки, но раз так сложились обстоятельства - она научилась жить, не впадая в уныние. Она замещает то, чего ей недостает в жизни, просмотром фильмов про красивую любовь. Да, мечтает об этом, подпитывается от героев, но от жизни не уходит, не прячется за фильмами, а таким образом спасается от уныния или грехов пострашнее...
- Да, человек по-всякому может спасаться от депрессии, от уныния. Иной выпьет - это ведь тоже способ ухода от действительности. Иной уйдет в мир хобби, и для него кактусы, марки или еще что-то будет такой лазейкой. Еще большее количество людей сейчас бегут в виртуальный мир. По сути дела, ведь то, о чем Вы сказали, - это не столько мечта, сколько бегство, хотя бы ненадолго, из тяжелого огорчающего мира в тот мир, где можно забыться.
Но как временное обезболивающее такие способы, наверное, могут быть применены и допустимы,
если они каким-то образом выручают людей. Они ведь не кардинальны, потому что, условно говоря, если мужа нет, к примеру, а годы идут- смотри не смотри фильмы про любовь, а квартира-то будет оставаться пустой. И разочарование, которое придет, все равно будет, только более тяжким и более болезненным со временем. Что делать? В идеальном смысле сказать легко - только пусть не подумают читатели, что я становлюсь на котурн и даю им этот совет оттого, что сам сумел бы так поступить. В идеальном смысле мы знаем: для христианина нет конечного одиночества, нет конечного разочарования и, в общем-то, мы должны помнить о том, что есть жизнь вечная, ради которой мы созданы. И, может быть, самое главное, что в этой земной жизни рядом с нами всегда есть Христос, которого мы склонны забывать.
И часто бывает так, что наша основная жизнь -с разочарованиями, болезнями, одиночеством -сама по себе, а Бог - где-то отдельно, как некая сфера, область, сектор.
«Бог мне прибежище и сила. В Тебе только сердце мое упокоится», - пишет блаженный Августин. А мы часто не верим, что оно в Нем может упокоиться. И что в Нем действительно разрешение наших проблем.
- А если человек - мечтатель именно по своей натуре? У него богатое воображение, не может он не мечтать. И всю жизнь наступает на одни и те же грабли, шишки набивает, но все равно продолжает наступать, потому что он таким родился, Господь ему дал такой дар - вот так все восторженно видеть сквозь розовые очки. Это данность от Бога, что такие люди большую часть времени проводят в мечтах?
- Мы твердо должны помнить, что нет вещей дурных по своей природе, а есть вещи дурные по своему употреблению - это слова преподобного Максима Исповедника. Тем более это относится к свойствам человеческой личности. Каждый человек рождается со свойствами характера, которые могут быть обращены на благо или на зло. Более того: человек не должен пытаться сломать себя, в том смысле, чтобы превратиться в другого. Мягкий - в твердого, деятельный -- в созерцательного, созерцательный - в лидера и вождя. Сама по себе созерцательность - другое наименование того, что светским языком называется мечтательностью, - не есть нечто дурное.
Делание и созерцание возводят душу человека к Богу. Один идет путем волевого аскетического усилия. И через делание приходит к созерцанию. Подлинная молитва - тоже опыт созерцания. Поэтому не ломать себя нужно, не запрещать, а обращать на благо те черты характера, натуры, личности, которые тебе Богом изначально даны.
Мечтатель в жизни
- Как Вы считаете, если человек очень приземленный, скептик, может быть, в какой-то степени циничный, без воображения, без какой-либо мечты, - ему тяжелее живется в этом мире или, наоборот, он более приспособлен, чем человек-мечтатель?
- В этом мире, может быть, ему живется и легче. Потому что кто не очаровывается, тот и не разочаровывается. Как ни крути, а человеку мечтательному свойственно именно приходить в это состояние очарования, за которым почти неизбежно то или иное разочарование последует. С другой стороны, человеку жестко прагматичному непросто найти свое место в Церкви. Пережить ее опыт не как опыт человеческой организации, потому что тут он очень скоро увидит множество недостатков, и, соответственно, реалистически это оценит: да, в обществе филателистов, может быть, даже интереснее и там все устроено лучше, а у иных сектантов еще лучше все устроено. Поэтому у каждого типа характера свои возможности и свои опасности.
- В общем, получается, что мечтать - не вредно, главное - мечтать правильно...
- В некотором смысле, с какими-то ограничениями. Теперь о том, что «правильно». Я бы
заменил «мечтательность» другим словом - созерцание. Ведь у каждой вещи есть оборотная сторона. Та же самая деятельность может превращаться в суетливость, своего рода растасканность на труды, даже положительные, церковные, благотворительные, семейные, когда человеку сначала некогда голову к небу поднять, а потом и не хочется, а потом - и не можется. Потому что он все время как белка в колесе, он все время чем-то занят. Нужно уметь остановиться. Нужно уметь побыть одному. Вот у митрополита Антония Сурожского есть целый ряд очень глубоких рассуждений на эту тему: как трудно нам часто бывает остаться наедине с самими собой. Вот тут, казалось бы, опыт глубины души, опыт созерцания может возникнуть, но нам часто свойственно бежать от этого одиночества - к другим людям, к звонкам, к чтению, к компьютеру, к какому-то общению, просто к шумовой завесе.
Уметь вглядываться в себя - это бывает трудно, потому что то, что можно увидеть в глубине самого себя, не всегда приятно. А иногда больно туда входить. И мы от этого убегаем. Один из путей для правильного развития этой стороны нашей личности - умение отсечь внешние раздражители и вот так побыть наедине с самим собой перед Богом, Даже наш обычный молитвослов говорит: «Перед молитвой побудь несколько минут в тишине, встань перед иконами, пока душа твоя утишится». Это не просто дисциплинарные замечания. Нужно пересечь черту, до которой ты как личность разъят на рефлекторные реакции, на необходимость сделать это, подумать о том. Перед тем, как Богу начать молиться, нужно с самим собой сначала встретиться. И тогда это будет не дурная мечтательность, а состояние созерцания, которое человека ведет к встрече с Богом.
- Можно ли поставить знак равенства между воображением и мечтательностью?
- Думаю, нет. Воображение - это, в каком-то смысле, свойство образа и подобия в нас, то, что, среди прочего, отличает нас от тварей бессловесных. Воображение - это неотъемлемая часть абстрактного мышления, не будь воображения, человек не смог бы заниматься теоретической математикой, физикой, вообще иметь понятие о том, что нельзя пощупать, нельзя конкретно представить. И в этом смысле человека без воображения нет. Есть воображение развитое, как и мускулатура, есть неразвитое. Мечтательность - это другое. Мы определили ее как позитивное полагание высокой цели или пассивный уход из жизни. Это уже некая особо развитая часть натуры, которую либо туда, либо сюда мы можем обратить. А воображение дано каждому человеку.
- Значит, человек с богато развитым воображением еще не обязательно мечтатель?
- Перельман, решивший теорему, которую не могли решить около века - мечтатель или нет? Сложно сказать. Но несомненно, что без очень развитого воображения решение этой задачи невозможно. То же самое, я думаю, - в таких областях, как архитектура. Изобразительное искусство. Нет воображения - не будет результата.
Мечтатель в семье
- Как уживаются в одной семье муж-скептик и жена-мечтательница?
- Я сейчас банальности буду говорить: скорее, трудно уживаться людям очень похожим, просто потому что скучно в какой-то момент становится. Должно быть некое притягивание и отталкивание для того, чтобы искра высекалась на протяжении долгого времени.
Два великих русских писателя: Толстой и Достоевский. Пожалуйста, очень развитое воображение, и не скажешь, что мечтательность отсутствовала. Две очень реалистические женщины рядом: Анна Григорьевна Достоевская и Софья Андреевна Толстая. Очень реалистические, совершенно не склонные ни к фантазийноеTM, ни к уходу от практической реальности. У Достоевского счастливый брак, второй, но счастливый. И очень непростая и драматическая история Софьи Андреевны Толстой и вообще их брака, о котором мы знаем по ее дневникам, - когда две правды столкнулись и не сошлись, хотя она героически положила жизнь на служение творчеству своего мужа. Изначально ничто, никакой набор качеств не гарантирует семейного счастья или не обещает заранее крушения. В этом и риск, и счастье жизни, так, как нам дал ее Бог, -что ничто нельзя заранее сказать наверняка. Свобода в самом глубоком смысле слова, данная нам Богом, здесь сохраняется. И это - надежда.
- Есть у меня знакомая пара, собирающаяся пожениться. Парень говорит про себя: «У меня натура романтика, я мечтатель», - и действительно постоянно в облаках витает, за него все девушке решать приходится. Что делать, если такой человек рядом? Его никак уже не переделать?
- Если говорить об устроении семейной жизни, то надо очень твердо взвешивать, готовы ли мы такого человека рядом с собой потерпеть? Хватит ли нашей любви и терпения? В особенности если речь идет о том, что романтик - это юноша, а решение должна принимать более крепко стоящая на ногах девушка. Муж-мечтатель (да такой, что нет особенной надежды на его исправление) - это очень большое испытание для женщины, которой нужно приготовиться к тому, что вся или почти вся практическая составляющая жизни семьи будет на ней. И решать - девушке. Вот недавно беседовал я с одной женщиной, муж которой - очень необычный человек. Несомненно, очень талантливый, знает множество языков, яркий преподаватель, но абсолютно неприспособленный к этой жизни. Его обманывают, его нещадно эксплуатируют, не платя за его работу те деньги, которых он заслуживает, и, как бывает в таких ситуациях, супруга от этого страдает. Вот я ей говорю: «Представьте, что бы было, если бы Ваш муж сказал: "Нет, я не соглашусь на такое расписание, чтобы мне по паре ставили раз в три дня, чтобы я ездил по полтора часа, преподавал полтора часа и до дому добирался. Не буду я писать эту статью в сборник, потому что неизвестно, поставят ли ее и заплатят ли мне"». Сначала она загорелась: да, вот как было бы хорошо! А потом сказала: «А тогда бы это был не тот человек. А я полюбила своего мужа». Вот оно! И вот если полюбишь, примешь человека таким, какой он есть... Но принимай до конца, не пытайся сломать и переделать. Что-то корректируй, конечно, не дай растечься кляксой, не дай, чтобы он, как улитка в ракушке, прятался. Но не переделывай, ведь ты его приняла когда-то именно таким. Неси таким, какой он есть.