Монастырь Марии Магдалины в Гефсиманском саду
«Монастырь Марии Магдалины - самое посещаемое паломниками место после Гроба Господня, Гробницы Божией Матери и Вифлеема», - рассказывает Роман Гультяев, гид по Святой Земле, аспирант Иерусалимского университета.
Наверное, нет ни одного русского паломника, который бы, оказавшись в Израиле за последние несколько лет, не зашел в монастырь поклониться мощам преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары.
Мощи святых, как известно, доставил в Иерусалим игумен Серафим (Кузнецов), который был духовно близок великой княгине. Он перевез их в Харбин, оттуда - в египетскую Александрию и, наконец, в 1921 году доставил два гроба в Иерусалим. Только в 1970-е годы мощи выставили в мраморных раках для поклонения паломникам. Сначала они останки помещались в нижнем этаже - крипте храма Марии Магдалины. Тогда еще тут не было никакого монастыря.
В 30-е годы в Вифании две англичанки - Барбара Робинсон и Алиса Спротт - приняли православие и основали монашескую общину Воскресения Христова. В монашестве им дали имена Марфы и Марии - тех же евангельских жен, в честь которых Елизавета Федоровна основала в Москве свою обитель. Первой игуменией стала матушка Мария.- принявшая постриг Барбара Робинсон.
«Она очень часто путешествовала по Святой земле с русскими паломниками и однажды набрела в Вифании на заброшенный участок, некогда принадлежавший русским владельцам, и решила использовать его для своей общины», - рассказывает сестра Фамаида из монастыря Марии Магдалины.
Спустя год сестры открыли в Вифании школу для православных девочек-арабок и приют. В середине XX века матери, у которых не было средств, отдавали дочерей на воспитание в монастырь, чтобы о них хоть как-то позаботились. Некоторые воспитанницы остались жить с монахинями и тоже приняли постриг.
Со временем священноначалие решило перевести часть сестер в Гефсиманию: вместе с ними переехала игумения Мария, а Марфа осталась в Вифании. При этом община все равно осталась единым целым. От Вифании до храма на Елеонской горе около 40 минут ходьбы, пояснила сестра Фамаида. Так что все относительно близко. Монастырем община перевели недавно - в 1988 году.
Сейчас в общину входят 32 монахини и послушницы: американки, австралийки, сербки, румынки, но большинство - русские. Многие - потомки эмигрантов, приехавших из России. Как рассказала сестра Фамаида, после революции немало русских женщин из знатных семей отправились на Святую землю, чтобы охранять некогда купленные русскими людьми (в том числе архимандритом Антонином (Капсустиным) ) земли и владения. Кто-то из них остался в миру, а некоторые приняли постриг. В первые годы существования они сдавали некоторые помещения, в том числе на эти средства и существовала община.
Несколько монахинь по-прежнему проживают в Вифании. Условно можно сказать, что там расположен скит монастыря Марии Магдалины. Сестры по-прежнему поддерживают школу. Это обычная средняя школа, которую могут посещать и православные девочки, и мусульманки: школа не ставит целью вести миссионерскую работу и заниматься христианизацией арабского населения. Сейчас сестры там не преподают, только присматривают за детьми в Вифанском приюте, однако одна из них - инокиня Марфа, которая сама родом из Германии, - в качестве послушания является ее директором. Сегодня в школе насчитывается больше 300 учениц. 12 из них православные, остальные - мусульманки.
«Раньше Вифания была православным поселением, - вспоминает сестра Фамаида, - а когда в 60-е годы возникла граница, многие уехали и она стала заселяться мусульманами».Большинство сестер живут рядом с храмом: помогают на богослужениях, занимаются храмом и храмовым двориком, ухаживают за роскошным монастырским садом, занимаются размещениям паломников. А еще работают в живописных мастерских. Многие сестры, и сама настоятельница, игумения Елизавета, в прошлом занимались изобразительными искусствами. В монастырских мастерских не только реставрируют иконы, но и создают чудесные акварели - виды Святой Земли.
Конечно, особенно «популярным» монастырь стал после 1992 года, когда Архиерейский Собор Русской Православной Церкви году причислил Елизавету Федоровну и инокиню Варвару к лику святых новомучеников Россиийских.
Теперь храм настолько ассоциируется с Елизаветой Федоровной, что, как рассказал гид Роман Гультяев, русские паломники часто спрашивают: «Почему храм в Гефсимании освящен не во имя преподобномученциы Елизаветы, ведь здесь хранятся ее мощи?».
Не все знают, что задолго до революции 1917 год, мученической кончины Елизаветы Федоровны и основания монастыря храм Марии Магдалины были очень известным и любимым местом и на Святой Земле, и в России. И с самой постройки был связан с семьей российских императоров.
После смерти императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II (кстати, она, как и Елизавета Федоровна, была принцессой Дармштадтской), ее сыновья - император Александр III и князь Сергей Александрович (будущий супруг Елизаветы Федоровны) отправились на Святую Землю, чтобы помолиться о упокоении души своей матери.
Здесь ихвстретил архимандрит Антонин (Капустин), который в те годы возглавлял Русскую Духовную Миссию на Святой Земле, обеспечивая присутствие русских и занимаясь приобретениям различных святынь. В XIX веке арабы буквально распродавали Иерусалим европейцам, для которых этот город был не просто одним из восточных поселений, но в первую очередь - местом, связанным с земной жизнью и страданиями Господа.
Участки земли в Иерусалиме и окрестностях были ходовым товаром. Понимая заинтересованность русских, один араб предложил архимандриту Антонину участок земли в Гефсимании. Отец Антонин, который, сам был проводником великих князей по Израилю, отвел Александра III и его братьев в Гефсиманию, рассказал, что именно здесь Христос молился о Чаше, здесь произошло предательство Иуды, и упомянул, что эту землю можно купить и, кстати, построить здесь храм в честь небесной покровительницы Марии Александровны - Марии Магдалины.
Великие князья купили землю, и в 1886 году началось строительство храма. В этом деле, без преувеличения, участвовала вся Российская империя. На лучший проект церкви в Гефсимании был объявлен всероссийский конкурс. Победил известный архитектор с библейским именем Давид Гримм.
Редкий путешественник сегодня не восхитится красотой изящного храма с золотыми главками-луковицами, которые среди деревьев «горят» в ярких солнечных лучах. А тогда архимандрит Антонин выступил против такого проекта: он посчитал, что храм должен быть в строгом, византийском стиле, а этот - слишком затейливый, почти лубочный. Но Александр III одобрил проект Гримма и не ошибся.
Деньги на постройку тоже собирали всем миром. Конечно, большие суммы выделили сам император Александр III и его братья, в том числе супруг Елизаветы Федоровны князь Сергей Александрович. Но и простой народ присылал деньги на постройку или оставлял их в храмах в Вербное воскресенье. Когда объявлялся «кружечный сбор» на постройку храмов и гостиниц для паломников на Святой земле. Материалы везли из разных стран, купола доставили из России.
Строительство храма было настолько значимым событием, что фотографы старались зафиксировать буквально все этапы: от закладки первого камня до освящения.
В 1888 году на освящение церкви Марии Магдалины приехали Сергей Александрович с молодой супругой Елизаветой Федоровной. Тогда она еще не приняла православную и веру и ехала на Святую Землю с желанием помолиться у Гроба Господня о том, стоит ли ей переходить в православие. Эта поездка стала для нее решающей.
Освящение храма Марии Магдалины проходило торжественно: присутствовали представители Иерусалимской Патриархии, турецкого правительства и множество верующих. Состоялся замечательный крестный ход из Иерусалима в Гефсиманию.
По воспоминаниям современников, тогда Елизавета Федоровна, увидев храм, сказала, что хотела бы быть похороненной здесь, на Святой земле.
Надо сказать, мысль о погребении возникла не на пустом месте. Рядом с храмом и сегодня есть старинное кладбище, на котором похоронены и иудеи, и христиане, и даже мусульмане. Кладбище древнее и по-своему очень известное. Дело в том, что, по преданию, именно здесь, произойдет втрое пришествие Христа и начнется Страшный суд. И люди испокон веков мечтали быть погребенными здесь у Елеонской горы, чтобы на Страшном суде воскреснуть из мертвых в числе первых.
Спустя 20 лет после освящения храма в России произошла революция. Елизавету Федоровну, которая к тому времени лишилась мужа (в него в 1905 году бросил бомбу террорист Иван Каляев), приняла монашеский постриг и основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, арестовали и вместе с келейницей Варварой увезли на Урал, в город Алапаевск. Там 18 июля 1917 года их вместе с некоторыми членами императорской семьи бросили в шахту старого рудника. А через несколько лет останки Елизаветы Федоровны, согласно ее желанию, были положены здесь.
Конечно, монастырь привлекает многими своими святынями. Например, перед входом на территорию стоит колонна, которая отмечает место, где стоял Христос во время лобзания Иуды.
Однако одна из главных святынь - мощи преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары.
Сегодня к ним, как рассказала одна из монахинь монастыря Марии Магдалины, сестра Фамаида, приходят все: и паломники, и туристы.
«К нам со всего мира приезжают. Бывают и неверующие, и даже иудеи», - рассказала сестра Фамаида.
К паломникам в обители относятся очень гостеприимно, их окормление - одно из послушаний монахинь.
Монастырь находится в ведении Русской Православной Церкви Заграницей. Добраться до него можно из Старого Города, выйдя через Львиные ворота. Золотые купола храма мари Магдалины прекрасно видны издали. Пешком идти около 30 минут. Рядом с храмом Марии Магдалины некоторые помещения отведены специально для паломников. Поклониться мощам преподобномученциы Едизаветы и инокини Варвары они могут во время ежедневных утренних и вечерних богослужений. Руководитель паломнической группы также может позвонить в обитель и договориться о ее посещении во вне богослужебное время.
Телефон игуменской: +(972) 2 628 43 71
Для обычных туристов предусмотрены следующие часы посещений:
Воскресенье, вторник, четверг - с 10.00 до 12.00.
За помощь в подготовке материала редакция благодарит настоятельницу монастыря Марии Магдалины игумению Елизавету, сестру Фамаиду и гида по Святой Земле Романа Гультяева.