Болонский процесс для будущих священников

Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений рассказал студентам РПИ о том, каковы основные задачи духовных школ и чем они отличаются от задач других православных вузов, есть ли у выпускников РПИ возможность принять священный сан, что принесет в духовное образование Болонская система и что означает стремление к государственному признанию дипломов семинарии.

 

 
 Ректор МДАиС архиепископ Верейский Евгений и ректор РПИ игумен Петр (Еремеев)

Архиепископ Верейский Евгений возглавляет Учебный комитет Русской Православной Церкви с 1998 года, но рассказ об опыте комитета начал с периода гораздо более раннего, сравнив его деятельность в советские довоенные, затем в послевоенные, хрущевские годы с опытом возрождения духовного образования после 1988 года. К этому моменту Русская Православная Церковь пришла с тремя семинариями, а сейчас обучение происходит в около сорока семинариях и пяти академиях. Если в 1988 году заочный сектор МДАиС не справлялся с наплывом желающих получить систематическое духовное образования людей, уже принявших сан, то теперь на эту форму обучения принимают около ста человек в год, и конкурс сравнительно невелик, хотя актуальность заочного сектора сохраняется.

 
 Студенты РПИ

Одно из основных достижений, с точки зрения архиепископа Евгения, это факт, что процесс открытия духовных школ приобрел системность. Если сначала при прошении из епархии Священный Синод сразу постановлял открыть духовное училище или даже семинарию, то уже с середины девяностых от учебного комитета стали выезжать комиссии для изучения базы на местах: стандартам должны были соответствовать не только помещение, библиотека, столовая, но и преподавательские кадры. По результатам инспекции в открытии духовной школы могут и отказать.

Основная задача духовных школ, подведомственных Учебному комитету – подготовка будущих священников. И семинарии, и другие православные вузы имеют и другие факультеты (в семинарии могут готовить иконописцев и регентов, а в православном институте филологов, историков или даже экономистов), но главным образом Учебный комитет рассматривает те учебные заведения, перед которыми священноначалие ставит задачу подготовки именно священников. При этом планируется переход к практике, когда для рукоположения будет необходимо полное духовное образование в семинарии.

Лицензирование духовного образования для архиепископа Евгения – вопрос первостепенной важности. Трудность этой задачи состоит не в том, что «Церковь отделена от государства». Это расхожее мнение, но, как заметил владыка, такой формулировки в Конституции уже давно нет. От государства отделены религиозные организации. А Московская духовная академия и другие духовные школы являются именно религиозными организациями. Законы об учебных заведениях не предусматривают такого статуса для вузов. «Поэтому Министерство образования говорит: учиться вам никто не запретит, но и лицензировать вас, хотя уже и принят государственный образовательный стандарт по теологии, никто не будет», – растолковал суть проблемы архиепископ Евгений.

Владыка ректор привел в пример статус профессора Московской духовной академии: с одной стороны, в приемной ректора «полно приглашений: профессора зовут выступить там, выступить здесь… Но если он не заканчивал светский вуз, то при приеме на работу в светское учреждение у него как будто вовсе нет высшего образования». Поэтому стоит задача обеспечить государственное признание документов высших духовных учебных заведений.


 Студенты РПИ

В ближайшем будущем духовные школы переходят на Болонскую систему.  «Мы не считаем, что болонская система – это идеал, но идеала и нет и быть не может в этом видимом мире. И все же если Церковь хочет выйти из гетто, как неоднократно говорил Святейший Патриарх, значит, мы должны соответствовать современному уровню образования», – сказал владыка Евгений. В Учебном комитете понимают, что потерять наработанный веками потенциал нашей системы духовного образования было бы преступно, но реальной угрозы такой потери председатель Учебного комитета и не видит. Дело в том, что третье поколение стандартов дает вузам широкую свободу: до 70% времени учебное заведение может использовать по своему усмотрению. Именно в этом, во взаимозаменяемости курсов в пределах модуля, в широкой возможности самостоятельной работы и заключается, по мнению архиепископа Евгения, главное свойство Болонской системы. Никаких оснований сводить ее к изменению количества лет обучения он не видит.

Российский православный институт дает студентам семинарий возможность по льготной цене получить еще одну специальность параллельно с МДАиС или другой духовной школой. Как к такой возможности для воспитанников относится ректор Семинарии и Академии, и позволяет ли внутренний распорядок семинарии ее воспитаннику учиться заочно?

По словам архиепископа Верейского Евгения, в МДАиС уже сейчас есть студенты, которые получают параллельное заочное образование в других вузах, в том числе в светских. «Я спрашиваю проректора по учебной работе, как тот или иной студент справляется с этим, ему лучше знать», – говорит ректор, но препятствий для успевающих воспитанников администрация МДАиС никогда не чинит.

Ректор Российского православного института игумен Петр (Еремеев) предположил, что юношей, обучающихся на богословском факультете РПИ, должен волновать вопрос о возможности принятия священного сана. Однако, как выяснилось, адресовать этот вопрос нужно не ректору Московской духовной академии и семинарии, а правящим архиереям епархий. Как объяснил архиепископ Евгений, решение о рукоположении принимается на основе нескольких параметров, и образование – только один из них. Каноны определяют даже состояние здоровья ставленника.

Игумен Петр (Еремеев) подытожил, что желающие принять священный сан выпускники РПИ «могут подавать такое прошение с надеждой получить положительную резолюцию».

Вторая встреча в этот день была посвящена разговору о роли иностранных языков в жизни современного специалиста. Ректор Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) Ирина Халеева и заведующий кафедрой иностранных языков РПИ игумен Тимофей (Подобедов) рассуждали о межкультурной коммуникации.


 Ректор МГЛУ Ирина Халеева

По словам Ирины Халеевой, «в названии нашего университета Лингвистика должна быть написана с большой буквы». Люди, изучившие языки и культуры других стран, становятся посредниками в межкультурной коммуникации. «Мы работаем на то, чтобы стена непонимания между людьми разных культур была все меньше и меньше», – говорит ректор МГЛУ. Ирина Халеева напомнила студентам РПИ о системных признаках культур – это национальный характер, отношение ко времени, взаимоотношения с религией, ценностные ориентации.

В МГЛУ также открыто и уже достаточно популярно отделение религиоведения.  Университет проводит встречи представителей разных религий, и в этом году на такую конференцию пригласили даже адвентистов. Как отмечает Ирина Халеева, межконфессиональный диалог оказался труднее межкультурного.

Проблемы вторичной языковой личности (а ею обладает всякий общающийся на неродном языке) и даже проблемы экономики языка – это предмет изучения в МГЛУ. Сотрудничество МГЛУ и РПИ будет развиваться – вплоть до совместных зарубежных стажировок и обмена опытом в организации работы кафедры журналистики и связей с общественностью.

В понедельник лекторий для студентов РПИ продолжится встречами с настоятелем храма св. мученицы Татианы при МГУ протоиереем Максимом Козловым, который выступит на тему «Православный студент вчера и сегодня», и председателем Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиереем Димитрием Смирновым, который озаглавил свое выступление «О христианстве наших дней». Приглашаются студенты и преподаватели всех вузов Москвы.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале