День третий. Кто рано встает…
К причастию храм наполнился: почти двадцать человек обеспечиваемых из сопредельного интерната пришли на литургию. Среди них были и те, кто вчера после концерта жаловался, что у них нет пропуска на выход. Благодаря им к Чаше составилась целая очередь - вместе с сестрами, прихожанами и миссионерами причастников было больше двадцати.
Реклама - двигатель...
В прошлом году миссионеры привыкли к аншлагам. И увлеченно фотографировались на улицах с огромными красочными плакатами, приглашавшими егорьевцев на наши концерты. В этом сезоне мы уже готовились расставаться с этими приятными привычками: среди множества прочих дел никто не занялся организацией рекламы. Объявление в местной газете появится только дня через четыре. В первый день поездки там, где должны пройти концерты, расклеили распечатанные на принтере черно-белые афишки. Читает ли их кто-нибудь?
Весь предыдущий вечер прошел в работе: кто мог отвлечься от репетиции и при этом был способен управиться с гуашью - рисовал афиши на ватмане. Старательно свесив язычок на правую сторону, художники выводили буквы - и больше всего боялись упереться в край листа, не закончив слова.
На дверях городского егорьевского музея афиша появилась рано утром, всего за несколько часов до концерта. Мы даже не рассчитывали, что слушателей может оказаться больше, чем самих миссионеров. Однако нам пора было научиться уповать не только на рекламу.
И воробья ощиплем, и песню вам споем
Ко времени, указанному в афише, зал был почти полон. А пока отец Максим говорил вступительное слово, не только заполнились последние ряды, но и пришлось принести дополнительные стулья.
Публика собралась не просто многочисленная, но и терпеливая: концерт шел дольше двух часов, ведущие были суровы, зато хор выкладывался вовсю. Между духовными песнопениями слушателям не раз напоминали, что молиться Богу можно только о самом необходимом (например, о хлебе насущном, и то только на сегодня), молиться Богородице - помня, что Она стояла у Креста Господня (то есть соизмеряя свои скорби с Ее жертвой), а святых не столько просить о помощи, сколько искать себе наставления в их житиях.
В «светской» части сбылась мечта отца Максима: песня про лен-конопель была допета до конца. До сих пор вор-воробей, клевавший с трудом выращенную коноплю, оставался на наших концертах безнаказанным. Сегодня кровожадные певцы пообещали изловить наглую птичку и оборвать ей неправедно используемые крылышки.
Долой мерзость запустения
Наверное, миссионерам уже начинало казаться, что «свободное время» - это просто другое название для репетиции. Но сегодня слово было восстановлено в законных правах, и некоторые предпочли игре в волейбол поход с матушкой на источник. Те, кто уже бывал в Колычево и даже пытался участвовать в благоустройстве купели (то есть мутил там воду), просто не верят своим глазам: свежий сруб над колодцем, уже четыре венца поднимаются над водой купален, теряются в глубине ступени. Рабочие вежливо удаляются, и девушки, крестясь и жмурясь, спускаются в мутноватую воду.
Когда выкапывали и разбирали старый сруб, стало понятно, почему местные жители называют источник «три ключа»: как только разгребли ил, из трех углов купели забили три струи.
Матушка Маргарита объясняет, что вода вряд ли будет прозрачной: родник размывает месторождение голубой глины. А врачи из Егорьевска утверждают, что эта вода может растворять камни (вероятно, те, что в почках). Конечно, можно отдать ее на химический анализ, но так ли это важно, когда уже известно о многих богомольцах, по вере получавших здесь исцеление?
Дорога к источнику идет мимо пасеки прихожанина Казанского монастыря - он живет на опушке березняка с детьми и пчелами. Александр провожает нас мимо ульев туда и обратно.
- А что, разве пчелы узнают и слушаются своего хозяина?
- Конечно, такого не бывает: пчела и живет-то летом всего 24 дня.
- Зачем же вы тогда нас провожаете?
- Они же там летают... Вдруг вы испугаетесь...
Но мы не пугаемся. Мы просто понимаем, что нам еще никогда не было так приятно идти босиком по мокрой от теплого дождя траве.