«Ищите и обрящете»: духовная жизнь в современном мире
«Ищите и обрящете»
В начале архимандрит Тихон делился воспоминаниями о церковной жизни последнего десятилетия советской эпохи - зачитывал отрывки из готовящейся к изданию книги, куда он записывает истории из жизни, услышанные от разных людей. По большей части они касались Псково-Печерского монастыря, где наместник Сретенского был в 1980-е гг. послушником. Архимандрит Тихон рассказывал и об известном отце Иоанне (Крестьянкине) и о малоизвестных насельниках Печор - монахе Аввакуме, «вредном» казначее Нафанаиле и других. Также прозвучали воспоминания о епископе Василии (Родзянко) и поучительные истории о жизни Сретенского монастыря - например, о том, как оттуда было похищено и милостью Божией возвращено 180 тысяч долларов, с трудом собранных на покупку комбайнов для монастырского подворья. «С людьми такой веры, - завершил свой рассказ о подлинный христианах наших дней архимандрит Тихон, - встречаться очень важно и интересно. Но их надо искать. Как их искать? Как жить духовной жизнью? Этого никто не знает, но в Евангелии сказано: "Ищите и обрящете"».
О последствиях объединенияВо второй части встречи архимандриту Тихону было задано несколько вопросов. Первый вопрос касался объединения Русской Православной и Русской Православной Зарубежной церквей. Каковы последствия этого акта сейчас, спустя четыре года?
Наместник Сретенского монастыря уверен: «Главное последствие - это евхаристическое общение. Раньше мы осознавали себя единой Церковью, но не могли вместе причащаться, священники не могли сослужить». «Посмотрите, - обратил внимание собравшихся архимандрит Тихон, - как символично: два предстоятеля, почти одного возраста (у них год разницы) - Патриарх Алексий и митрополит Лавр сделали это дело и ушли один за другим». «Я уверен, что эта победа была очень важна. Меня иногда просто поражают силы вашего поколения, - обратился к молодежи монах. - Знаете, почему? Вот мы, советские люди (а многие из вас либо даже не жили в СССР, либо жили совсем чуть-чуть) выросли на победах. У нас была главная, личная наша победа - победа над советской властью, но были и победы государства и народа: то ракету в космос запустим, то магнит построим, то в хоккей выиграем, то атомную бомбу взорвем. А ваше поколение меня поражает своей жизнеспособностью хотя бы потому, что вы - поколение, выросшее на поражениях своей страны: развал страны, развал сельского хозяйства и т.д. Но вот воссоединение церквей - одна из тех немногих побед, которой мы можем сейчас гордиться». «Ситуация сейчас непростая, - отмечает архимандрит. - С одной стороны, мы общаемся с Зарубежной Церковью, ездим друг к другу, молимся вместе. С другой стороны - разная ментальность. Я это все больше и больше ощущаю. Они очень деликатные, безынициативные, у них администрация сейчас разваливается... Проблемы есть, но я надеюсь, что они решатся».
О диалоге Церкви и светской культуры
Другой вопрос касался взаимоотношений Церкви и светской культуры. «Диалог Церкви и светской культуры никогда не прекращался, - уверен архимандрит Тихон. - Даже в тяжелые советские времена были ученые, деятели культуры - Лосев, Лихачев, - которые его вели. Сейчас этот диалог возникает чаще всего тогда, когда появляются проблемы. Последний пример - вопрос о передаче Церкви музейных икон. Действительно, это сложный вопрос. Иконы сложно сохранить даже в музее. Есть пример с Боголюбской иконой Божией Матери - эта одна из немногих домонгольских икон, и она была утрачена, за что ответственны не только церковные люди, но и музейщики. Долгое время мы с сотрудниками музеев делали одно дело. Многие из них были верующими, хотя есть и те, кто относится к иконам просто как к объектам культуры. Мне представляется справедливым (при том, что значительная часть икон останется в музеях) ту часть икон, которая хранится не в экспозициях, а в запасниках, отдавать в храмы для поклонения, если буду созданы надлежащие условия хранения. А те иконы, которые составляют музейные экспозиции, также должны передаваться в храмы на время для молитвы». «Если ни с одной из сторон не будет агрессивных, захватнических движений, - подытожил архимандрит Тихон, - то в диалоге Церкви и музеев все будет хорошо».
О расколе епископа Диомида
Последний вопрос, заданный лектору, касался нашумевшего «дела епископа Диомида». Каковы сейчас последствия этого раскола? Много ли у него сторонников?
«Думаю, что последователей епископа Диомида, особенно на периферии, достаточно много. Большинство из них, как мне представляется, не какие-то его идейные сторонники, а из разряда «церковных протестантов», то есть тех, кому не нравятся те или иные стороны нашей церковной жизни. Но такое было и будет всегда: в чем-то они правы, в чем-то они неправы. Но мне представляется, что если не будет какого-то слома, неправильных шагов в церковной жизни, то все это недовольство останется в скрытом, латентном виде и не будет ни на что особенно влиять. А вот если будет слом - эта небольшая группа людей может сделать многое. Пример 1917 года: что такое были большевики? Но у них всего лишь была поддержка извне, а государство очень ослабло, и они захватили власть в огромной империи. Вот такого надо не допускать, надо не допускать неправильных шагов со стороны церковной власти, и я надеюсь, что их не будет». Важным архимандриту Тихону представляется и то, что «ситуация с Диомидом была очень запущена. Несколько лет, несмотря на тревожные сигналы, никто не интересовался, что там происходит». Поэтому наместник Сретенского монастыря поддерживает практику Патриарха Кирилла проводить встречи с архиереями и клириками различных епархий.
В завершении встречи ректор РПИ игумен Петр (Еремеев) поблагодарил архимандрита Тихона за беседу и пригласил вновь встретиться со студентами института весной следующего года.