Игумен Савва Тутунов: администрация для Церкви, а не Церковь для администрации

Свое выступление в рамках лектория РПИ в храме мученицы Татианы заместитель управляющего делами Московской Патриархии и руководитель контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов) начал предупреждением: «Если кто-то пришел за страшными откровениями о жизни Церкви, то он будет разочарован». Рассказ был нестрашным. Разочарованных, впрочем, не было.
 
 Игумен Савва (Тутунов)

Игумен Савва (Тутунов) уверяет, что все им рассказанное интересующийся жизнью Церкви человек мог давно почерпнуть из открытых источников. Тем не менее, систематизация знаний о современном состоянии официальных учреждений и органов управления Русской Православной Церкви может быть полезна даже осведомленным читателям.

Межсоборное присутствие

«Основной императив» преобразований, которые начались в Церкви после интронизации Патриарха Кирилла, по словам игумена Саввы, – «усиление соборной работы, усиление роли живых церковных местных сил в бытии Церкви». Наиболее ярким проявлением этого принципа стало создание Межсоборного присутствия, в организации которого участвовал и игумен Савва.

По словам отца игумена, ему часто приходилось слышать мнение, будто Архиерейские соборы собираются слишком редко и что-то решают в отрыве от стремлений и чаяний прочих членов Церкви. «Это всегда было не так: Соборы готовили многочисленные пастыри и миряне, представители академического мира», – утверждает он. А сейчас к подготовке собора подключилось еще большее число людей – это и есть работа Межсоборного присутствия, которое было создано Священным Синодом летом прошлого года.

Сам термин «Присутствие» пришел из дореволюционного времени – в 1905 году так называлась рабочая группа, готовившая Поместный собор, состоявшийся в 1917-1918 годах.

Сегодня Межсоборное присутствие – это около 150 представителей «лучших сил нашей Церкви; их выбирали в этот орган по принципу максимального представительства всех тенденций, направлений, мыслей и взглядов, которые есть сейчас в нашей Церкви, ведь известно, что Церковь не монолитна», – объясняет игумен Савва (Тутунов).

Священным Синодом и Президиумом Межсоборного присутствия был составлен список основных тем, начиная с вопроса о соотношении Архиерейского и Поместного собора и оканчивая вопросами катехизации и отношения к богохульству в СМИ. Тринадцать тематических комиссий Присутствия к 20 сентября должны подать свои первые заключения на рассмотрение Президиума и Пленума Межсоборного присутствия. Скорее всего, по наиболее важным проектам документов, разработанных в комиссии, будет и широкая общественная дискуссия. После этого новые официальные документы Русской Церкви могут быть приняты Архиерейским собором в феврале 2011 года.

У корреспондента «ТД» возник вопрос, как согласуется работа Синодальных отделов и комиссий Межсоборного присутствия сходной тематики, чтобы эти учреждения не дублировали действия друг друга, ведь не только названия, но и персоналии в них частично совпадают, например Комиссию Межсоборного присутствия по вопросам информационной деятельности церкви и отношений со СМИ возглавляет руководитель Синодального информационного отдела Владимир Легойда. Игумен Савва отметил, что задачи перед синодальными отделами и комиссиями стоят разные и люди в них работают также разные, поэтому функции не дублируются. Во-первых, в Межсоборное присутствие широко привлекаются силы из епархий: туда входят и архиереи, и клирики, и миряне, живущие далеко от столиц. Во-вторых, синодальные отделы призваны реагировать «на текучку». В-третьих, комиссии могут осуществлять рецепцию и апробацию тех документов, которые составляются специалистами синодальных отделов.

Новые отделы и новые люди

Другое проявление того же императива «привлечь живые силы Русской Церкви», по мнению игумена Саввы, – активизация работы Священного Синода. Он стал собираться чаще, и на каждом Синоде принимаются несколько принципиальных решений: «Синод активно занимается творческой и правотворческой работой».

Патриарх стремится к тому, чтобы и Архиерейские соборы стали проходить чаще. Когда Собор проходит один раз в четыре года, он во многом превращается в отчетное мероприятие. В будущем вопросы, возникающие в нашей церковной жизни, будут получать более оперативное адекватное разрешение.

Как отметил игумен Савва, постепенно на всех уровнях церковной жизни вовлекаются клирики и миряне. «Для многих помнящих прежние времена стало шоком, когда синодальный отдел возглавил мирянин – Владимир Романович Легойда». Другой синодальный отдел возглавляет священник – протоиерей Всеволод Чаплин. В «прежние времена» это было прерогативой епископата.

Управленческая сторона преобразований, по мнению игумена Саввы, состоит в том, что «выстраивается определенная система церковного администрирования». Обычно, когда мы говорим о чиновничестве, у многих людей возникает отторжение. «Но в Церкви администрация – это не что-то самодовлеющее. Она и вообще не должна быть самодостаточной, но в Церкви она особенно призвана служить всем. Администрация для Церкви, а не Церковь для администрации», – утверждает игумен Савва.

Были созданы новые отделы: Финансово-хозяйственное управление, где работают специалисты-экономисты, Синодальный информационный отдел, который уже широко известен, несмотря на недолгую историю. Также создан Патриарший совет по культуре – его состав определен совсем недавно, и говорить о его работе подробно отец Савва считает преждевременным.

Управление делами существенно расширило свой штат и «было ориентировано Патриархом на взаимодействие с епархиями. Мы стараемся аккумулировать всю информацию из епархий, анализировать ее и делать выводы о слабых и сильных сторонах каждой епархии», – говорит игумен Савва (Тутунов). По результатам анализа Управление пытается стимулировать обмен опытом между более и менее успешными епархиями.

Помимо этого, создана Контрольно-аналитическая служба, «которую кто-то успел уже прозвать инквизицией». Такое наименование кажется руководителю этой службы отцу Савве неподходящим по многим причинам. «Но в Церкви и правда есть проблемы, не всегда всё хорошо, и эти вопросы приходится изучать и как-то решать, в том числе и административными методами», – констатирует он.

Начал работать Общецерковный суд, нужно обрести судебный опыт и в епархиях.

Незаметный не значит бездеятельный

Наиболее медийно прошло преобразование деятельности синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов) провел серьезную реструктуризацию, и это сразу дало яркий результат. «Все увидели этот результат во время пожаров и сказали: молодцы люди, работают. Поверьте, что так же работают и другие синодальные отделы. И эта работа позволяет Церкви нести свое служение», – утверждает игумен Савва (Тутунов). Синодальный отдел по благотворительности потому и смог ярко себя показать, что люди, работающие там, воспринимают себя не как чиновников, а как служителей Церкви, а свой труд – как служение ближним. «Просто чиновник, даже если он делает что-то профессионально, неэффективен для Церкви», – считает отец Савва.

То же должно происходить на местах: каждая задача должна поручаться «по адресу», иначе она не будет выполняться эффективно. Например, для этого на приходах решено ввести штатные единицы в различных областях деятельности. «Нужно привлекать живые силы нашей Церкви – и для этого люди должны получать зарплату. Не может священник бросить Престол и полноценно заниматься социальной деятельностью», – поясняет игумен Савва. Священник должен заботиться, тревожиться об этом, но заниматься этим полный рабочий день должен другой человек. Тогда приход сможет оказать реальную помощь множеству нуждающихся. То же рассуждение касается и миссионерской деятельности.

Я работать бы пошел, пусть меня научат

Один из слушателей задал игумену Савве животрепещущий вопрос: как заполняются вакансии в синодальных отделах и других органах управления Русской Православной Церкви? Есть ли у человека из провинции шанс послужить Церкви на этом поприще, или это удел москвичей?

«Не знаю, как где», – оговорился заместитель управляющего делами Московской Патриархии, а после этого описал практику, существующую в Управлении делами. Иногородних сотрудников нужно куда-то селить, а такой возможности сейчас нет. Кроме того, «мы занимаемся внутрицерковной жизнью, поэтому кандидат должен быть воцерковлен и должен хорошо понимать, что происходит в Церкви». Поэтому основная база для набора кадров – церковные учебные заведения. А ОВЦС нередко набирал людей из тех, кто возвращался с учебы за границей «по церковной линии».

На вопрос же, какова должна быть сфера компетентности человека, желающего работать в управленческих учреждениях Русской Церкви, игумену Савве «ответить очень просто»: «Знать нужно все». Конечно, есть и определенная специализация. Общее для всех он сформулировал так: «Нужно хорошо уметь работать с текстом. Нужно любить текст, нужно понимать его, нужно уметь или по крайней мере учиться выступать перед людьми, не бояться этого, что на самом деле не всегда легко. Нужно интересоваться жизнью Церкви – и начинать уже сейчас».

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале