Собор Покрова "что на Рву"
Татьяна Жарикова, певчая, сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Татьяна Жарикова
В храм Василия Блаженного я начала ходить практически сразу после того, как возобновились службы. Воцерковление мое началось на Патриаршем Подворье в Зарядье, во многом оно было связано с покойным настоятелем Подворья игуменом Иосифом (Шапошниковым).
У нас на Подворье был только один хор, так что ранние службы мы пели в одном из храмов на Варварке, а на позднюю литургию часть хора приходила в Покровский собор.
Уже появились люди, которые ходят только в храм Василия Блаженного. Но все равно, поскольку этот храм как бы «присоединился» к нашему Подворью, община по-прежнему остается единой.
Здесь у нас насыщенная и дружная жизнь.
Для меня особая милость Божия - петь в этом неповторимом храме Москвы у мощей святого блаженного Василия, который мне особенно близок и дорог.
Многие думают, что собор открыт только в престольные праздники. И когда узнают, что здесь регулярно служится воскресная литургия, всегда очень удивляются и радуются.
Храм Василия Блаженного - филиал Исторического музея, с которым сложились замечательные отношения. Так же, кстати, как и у нас в Спасо-Андронниковом монастыре.
Правда, нередко туристы, чаще иностранцы, заходят в придел, где идет литургия, и шумно разговаривают... Служить в такой «открытости» порой бывает сложновато.
Отец Всеволод даже как-то остановил службу, вышел из алтаря и, обращаясь к экскурсоводу, сказал, чтобы было потише. Уверена, стало бы лучше, если бы был человек, который бы следил за дисциплиной.
Но здесь есть и миссионерский момент: люди приходят, прикасаются к святыне, может быть, впервые в жизни видят православное богослужение.
Михаил, врач, алтарник Михаил
В храм Василия Блаженного хожу с 2000 года, алтарником стал примерно через год, так благословил покойный настоятель Патриаршего подворья в Зарядье, отец Иосиф, при котором здесь начались богослужения.
Вначале с музейными работниками общались несколько напряженно. Логично, что они, не имея раньше дел с Церковью, относились к нам настороженно: кто знает что эти верующие сделают с храмом? Но со временем сложились теплые отношения, они нам помогают и многие из них стали нашими постоянными прихожанами.
Подворье - это моя семья, мой дом. Здесь все родные.
Некоторые говорят, что в храмах бывает сложно найти какую-то атмосферу, близкого священника... Особенно такие трудности возникают у тех, кто только начинает церковную жизнь. А у нас как-то получилось так что отец Иосиф очень бережно относился к каждому приходящему и до сих пор есть традиция относится к каждому, кто приходит, как к сокровищу.
Человек - это же святыня в храме. И если он придет к нам на подворье - непременно выйдет человек, который работает в лавке, все объяснит, если нужно - позовет священника. На исповеди никто не будет торопить другого, ведь понятно, что бывают моменты, человеку надо высказаться. Так что у нас очень добрая атмосфера.
И потом, служить в храме, где находятся мощи Василия Блаженного - вообще замечательно!
Татьяна Яковлева, сотрудник церковной лавки, c 1999 по 2008 год - доцент социологического факультета МГУ. Татьяна Яковлева
Прихожанкой Патриаршего подворья в Китай-городе я стала в 1995 году. Со временем всё чаще посещала богослужения в храме Василия Блаженного, которые совершались по воскресным дням.
Три года назад сбылась моя мечта - потрудиться в храме. Тогда настоятель храмов Патриаршего подворья в Китай-городе протоиерей Вячеслав Шестаков предложил мне поработать в церковной лавке в Покровском храме. Лавка работает только по воскресеньям во время богослужени.
Во время литургии музей открыт для посетителей, и иногда, когда подходят покупатели, я пою церковные молитвы вместе с хором, но это никого не смущает.
После богослужения у меня есть возможность подробно рассказать туристам, которые ко мне подходят, о наших иконах: храмовой иконе Покрова Пресвятой Богородицы, иконе Василия Блаженного, Богородичных иконах, Троице Андрея Рублева. Здесь меня выручает мой педагогический опыт и знание английского языка.
Показывая Троицу, спрашиваю, сколько чаш на иконе. Конечно, все отвечают: «Одну». Я советую посмотреть внимательно: внутренние контуры сидящих справа и слева ангелов образуют чашу, а если мысленно прочертить внешние контуры ангелов, можно обнаружить третью чашу. Так икона в образах свидетельствует о троичности Бога. И однажды я услышала неожиданный ответ туриста: «Я профессор, протестант по вероисповеданию, мне есть кому об этом рассказать».
Когда люди приобретают иконы, я советую также взять тропарь или книгу. Например, тем, кто покупает икону Преподобного Сергия Радонежского, предлагаю книгу с житием Святого. Детей учу обращаться к преподобному Сергию, и они очень живо откликаются на возможность обратиться к святому.
Каждый день в храме Василия Блаженного неповторим. Это встречи с новыми людьми и беседы о вере, наших святынях и, конечно, о Святом Блаженном Василии, у раки которого душа замирает, вознося молитву великому угоднику Христову.