Помеха «справа»
В последнее время героем антиэкуменического движения в Русской Православной Церкви становится активный, довольно молодой и энергичный протоиерей Анатолий Чибрик. Еще вчера он срывал очки с протодиакона Андрея Кураева в Кишиневе, а через несколько дней уже давал пресс-конференцию в Москве, к слову, уже не первую. Похоже, что «маститый», как принято говорить в церковных кругах, священник хочет возглавить в Русской Православной Церкви движение за чистоту Православия. В принципе, это его право. Хотя есть одна проблема. Полноценного движения подобной направленности в нашей Церкви не существует, и оно вряд ли появится. Почему? Постараюсь объяснить.
Проблема радикализма, который, так уж повелось, свойственнен любой эпохе и любому мировоззрению, заключается в смещении акцентов. Второстепенное становится главным, а главное переходит в разряд второстепенного, или вовсе стыдливо умалчивается. Вот и становится во главу угла борьба с масонами, сочетанием букв и цифр в паспорте и пресловутым экуменизмом. При этом, как принято говорить в интернетах, «матчасть» никто не учит. Ведь есть в Русской Церкви прекрасный документ, принятый на архиерейском соборе 2000 года - «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», который начинается словами: «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым»... Но «ревнителям» это малоинтересно. Есть ведь пророчества неведомых старцев, в которых сказано... и так далее. Такой подход кажется довольно странным для верующего человека. Впрочем, все зависит от того, во что мы верим.
Или взять хотя бы попавшее недавно в прессу заявление сподвижника отца Анатолия Чибика, старца неизвестной юрисдикции, который сказал, что сейчас каждый истинно православный мужчина должен заниматься только одним - военной подготовкой. Он должен готовиться везде: в поле, в лесу, в тренировочном зале, у себя на квартире. Дескать, если есть люди, служившие в армии, инструкторы, они должны истинно православных готовить. А в качестве примера для истинно-православных граждан приводятся... ваххабиты - ребята, сильные духом. И подобных изречений со стороны «истинно-православных» можно привести немало.
По простоте своей я, и со мной согласятся многие, не считаю паспорт гражданина любой страны чем-то греховным или порочащим его владельца. А кто-то (возможно, по воскресеньям мы стоим с ним в одном храме) призывает сжигать паспорта, отказываться от них и не участвовать в переписи населения. Слыша подобные заявления, я сразу вспоминаю историю Рождества Христова, когда воля Господня исполнилась благодаря переписи, объявленной языческим императором, а также пример апостола Павла, который имел Римское гражданство, то есть вполне себе паспорт. Уверен, меня прекрасно понимает и отец Анатолий Чибрик, ведь для перемещения между Молдовой и Россией гражданам обеих стран необходим загранпаспорт. Тот самый, с чипами и скрытыми от непосвященного глаза тремя шестерками.
Мне уже приходилось читать заявления о том, что сторонники Чибрика представляют грозную силу, которая вот-вот начнет сокрушать все вокруг. Однако сам отец Анатолий, которому в данном случае не откажешь в трезвости мышления, заявляет: «Я молдованин, это не мой калибр».
Однажды, много лет назад, мне довелось побывать на молдавской свадьбе. Родственники молодоженов со всего мира собрались в доме. Три дня они веселились, пели, дрались, трезвели, мирились, плакали и снова веселились. Помню, тогда я всей душой влюбился в этот народ - колоритный, яркий, искренний. И сразу вспомнил эту свадьбу, когда смотрел в Интернете встречу сторонником отца Анатолия Чибрика с протодиаконом Кураевым. Пошумели - разошлись, и каждый остался при своем мнении.
А что же экуменизм? Вы не поверите, но в Русской Православной Церкви нет такой проблемы. Большинство наших прихожан и священников, следуя примеру старушки, встреченной мною давным-давно на скамеечке у храма, верят в Бога, стараются жить по заповедям, помогать ближним. Ведь, если душа твоя занята благими делами, тебе и в голову не придет видеть угрозу истинной вере в том факте, что православный иерарх обсудил что-то с католическим. Возвращаясь к упомянутому мной документу об отношении Русской Православной Церкви к инославию, позволю привести еще одну цитату оттуда: «Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой». На том и стоим.