Начнём с себя
Обличительный пафос подавляющего большинства критиков основан, как правило, на отрицательном опыте общения со священниками или мирянами, называющими себя православными. Что ж, это их право. Не будем здесь критиковать такую позицию, не станем говорить о том, что святость Церкви вовсе не подразумевает святости всех её членов. Посмотрим лучше на себя. Но сначала – небольшое отступление.
Думаю, никто не будет спорить с утверждением, что детей лучше всего воспитывать на собственном примере. Если родители, скажем, будут учить своих чад честности и тут же, у них на глазах, начнут обманывать, лгать, то дети, скорее всего, не воспримут нотаций отцов и матерей, ибо их реальное поведение всё перечёркивает. Если мы будем учить своих детей жить по христианским законам и сами же эти законы станем нарушать, дети вырастут в лучшем случае лицемерами.
Примерно так же, как родители со своими детьми, православные люди должны себя вести с окружающими, далёкими от веры и Церкви. Ведь нередко обыватели воспринимают христианство как свод правил для идеальных людей, а самих православных – чуть ли не земными ангелами. Очень часто при живом общении этот стереотип рушится: когда люди видят, что мы ходим в церковь, приступаем к таинствам и не соблюдаем нормы христианской жизни – завидуем, сплетничаем, злословим. И, сами того не осознавая, мы в таких случаях соблазняем «малых сих». А какое наказание за это предусмотрено в Евангелии – все, наверное, помнят: «… кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6).
Впрочем, эти нормы и правила поведения для христиан – универсальны: они не должны оставаться только для, так сказать, внешнего пользования. Прежде всего, мы обязаны показывать образцы христианского поведения в общении друг с другом, то есть, начать с самих себя и тем самым следовать завету преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Но, к сожалению, и с этим у нас непросто.
Вот один пример. Когда неделю назад, сразу по окончании президентских выборов, «Татьянин день» опубликовал мои заметки о Путине, и на меня, и на редакцию обрушилась лавина возмущённых отзывов: первый срочный ночной прогиб, гиперболизированное желание автора быть замеченным, «Татьянин день» подстелился под власть, опубликовав панегирик Путину. Вокруг этих и других подобных комментариев тут же появилось изрядное количество «лайков».
Оставим подобные характеристики на совести авторов. В конце концов, каждый имеет право высказать своё мнение – как, впрочем, и я. Но не буду оправдываться перед строгими ревнителями демократии, ибо к Путину я всегда относился критично и ни на одних выборах за него не голосовал. И, кажется, вполне определённое выразил в тех заметках своё отношение к нему: отставник, который собирался подрабатывать ночным извозом, через полтора года стал президентом России.
Меня огорчает и удивляет другое: подавляющее большинство возмущённых комментариев и «лайков» были от внешне православных и воцерковленный людей, в том числе журналистов и даже священников, которые глубокой ночью, в начале второй недели Великого поста (интересно – после или вместо вечерних молитв?), грызлись на бескрайних просторах социальных сетей друг с другом, стремясь побольнее уязвить оппонентов и доказать свою правоту. А ведь наутро все эти люди, довольные собой, наверняка вернулись к исполнению служебных обязанностей: стали учить людей бороться с грехами, писать статьи для православных сайтов, воспитывать детей в вере и благочестии.
Через пару дней православное интернет-сообщество, к счастью, забыло про мою незатейливую статейку и вернулось к привычному виртуальному трёпу. А меня до сих пор не покидает вопрос: что будут думать о нас, называющих себя православными, далёкие от Церкви люди, прочитай они эту полемику!
Возможно, во многом из-за того, что мы не показываем окружающим (в том числе и в этом случае) образцы христианского поведения, в молодёжной среде и стало сегодня модным отрицать Церковь и критиковать Её служителей. Сколько мы ни будем призывать окружающих нас людей посещать церковные службы, приступать к таинствам, они вряд ли придут к Богу, пока мы не станем для них безусловными образчиками христианского поведения, пока мы не начнём с себя.