Реплики или новаторство: каким будет храм XXI века?
На встрече предполагалось обсудить следующий круг вопросов: образование храмостроителей, особенности современного архитектурного проектирования церковных зданий, взаимодействие архитектуры и богословия.
|
Работа круглого стола. Жан-Франсуа Тири,Адриано дель Аста, Михаил Лимонад, Светлана Ильвицкая, Марко Молон |
Открывая заседание, руководитель Итальянского культурного центра
в Москве Адриано дель Аста, сказал «Мы собрались здесь потому, что скучаем
по красоте».
Преподаватель архитектурного факультета
университета землеустройства Александр Головкин
представил работы студентов 3-го курса, выполненные в традиционной технике
ручной графики. Он рассказал, что во многом он и его студенты опирались на опыт
архитекторов XIX века.
В конкурсных работах (проекты храмов были выполнены в рамках конкурса «Архитектурно-градостроительное
решение - храм-часовня в честь муромских святых Петра и Февронии», который
проводился летом этого года по инициативе администрации города Борисоглебска и
по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия) был представлен не только
внешний облик, но и внутреннее пространство храмов. По словам Головкина, «архитектор
должен представлять его досконально, ведь в нем нет ничего второстепенного». В XIX-м веке архитекторы очень подробно прорабатывали внутренний
разрез, все элементы были частью единого замысла. «Сегодня, когда разделились
архитектура и дизайн, общий замысел зачастую угадывается с трудом, потому что здание
делает один архитектор, а убранство другие люди», - считает Головкин.
Представленные на выставке работы студентов ГУЗа |
Заведующая кафедрой архитектуры Светлана Ильвицкая рассказала об Архитектурном факультете ГУЗа, который считается второй в Москве школой после МАРХИ (в настоящий момент на факультете учится около 600 студентов). По ее словам, основным направлением научно-исследовательской работы в области храмового зодчества должно стать возрождения мастерства архитектора, то есть овладение комплексом знаний о строительстве храма, чтобы автор максимально подробно представлял себе как общий проект, так и интерьер и экстерьер. Такие творческие знания в последнее время студентам не давались. Ильвицкая считает необходимой разработку госстандарта специальности «архитектор-храмостроитель», потому что, несмотря на огромное количество строящихся сейчас храмов, нет архитекторов, которые имели бы в дипломе специальность "храмостроительство". Отрадно, по мнению Ильвицкой, то, что в ГУЗе работают несколько аспирантов, которые специализируются в этой области. Помимо монастырских комплексов, крупных и малых храмов, актуальная задача - проектирование духовно-нравственных центров при храмах. Такие проекты уже создавались в рамках национальной программы "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России". Участие в творческих конкурсах, по мнению преподавателя, может стать хорошим стимулом для студентов.
Студенты ГУЗа перед своими работами |
Доктор архитектуры, профессор Михаил Лимонад считает большой недоработкой, что сегодня в архитектурной школе вообще не изучают символику, между тем «пластический язык храма читается, как книга». Но «читать» архитектуру сейчас не умеют ни простые люди, ни архитекторы.
Несмотря на оптимизм выступавших преподавателей и студентов ГУЗа, при взгляде на работы, представленные на выставке, становились очевидными проблемы, встающие перед современными храмоздателями. Их сформулировал в вопросе директор фонда «Духовная библиотека», ведущий круглого стола Жан-Франсуа Тири: «Многие посетители выставки, - сказал он, - говорили: какие красивые рисунки, копии уже существующих храмов. - Нет, - отвечали мы, - это проекты будущих храмов! - Но почему тогда их невозможно отличить от храмов XIX века? Будет ли создано что-то новое?». Очевидно, этот же вопрос интересовал всех собравшихся.
|
Главный архитектор Вероны Марко Молон |
«Заступился» за студентов Александр Головкин: «Храм - это материальная оболочка для Литургии. Хотелось бы, чтобы студенты сначала научились говорить на этом языке традиционно, а потом авангардно». Этот ответ, однако, вскрывает и проблему современной архитектурной школы: для большинства преподавателей храмовое зодчество - тема относительно новая и, поскольку они сами пока осваивают лишь традиционный язык, именно ему они учат студентов. «Также, - заметил Головкин, - не хватает богословского компонента в образовании».
Был задан и вопрос о том, как можно решить вопрос взаимоотношении храма и городской среды. Раньше храмы были доминантами города, но сейчас отношения с «контекстом», очевидно, будут другими. «Фантазия не позволяет мне представить восьмидесятиэтажный храм, доминирующий над башней «Федерация», - заметил Михаил Юрьевич Лимонад.
Доклад главного архитектора Вероны Марко Молона показал, что проблемы поиска новых архитектурных решений и путей взаимодействия храма и городской среды актуальна и для Италии. «Для верующего человека творческий путь легче», - уверен Молон. Сейчас мы имеем дело с глубокой диверсификацией стилей, связанной, прежде всего, с поисками индивидуального стиля. Демонстрируя на слайдах современные авангардные храмы, построенные в последние десятилетия в Италии, Молон приходит к выводу о том, что архитекторам, не испытывающим затруднений с созданием чего-то принципиально нового, зачастую не хватает признания ценности традиции. Между тем, традиция, ассоциативный ряд очень важны для восприятия произведений религиозного искусства.
Интерьер современной церкви в Италии |
Марко Молон подробно рассказал о своем проекте Веронской церкви мученика Петра: перестройка существующего здания было проведена как с вниманием к существующей структуре, так и на основе на воссоздания традиционного архитектурного типа храма мучеников - греческого толоса. «Быть новатором - не значит игнорировать историю, - поясняет главный архитектор Вероны. - Для церковных зданий необходимо осмыслить и углубить церковную типологию и работать внутри этой традиции, чтобы избегать морфологических странностей, которые негативно сказываются на богослужении». Марко Молон убежден, что архитектор и литургист должны работать вместе, причем именно литургисту принадлежит последнее слово, он оценивает функциональность проекта.
Те места, на которых сейчас можно строить храмовые здания - как правило, не центральные. Это площадки, которые по тем или иным причинам остались незастроенными. Часто возникает случайное соседство: например, храм рядом со стадионом. Очевидно, что представления о сакральности места в современном городском контексте надо воссоздавать, но уже на иных основаниях, не на основе доминирования церковных зданий.
Проект Веронской церкви мученика Петра. Автор - Марко Молон. |
Михаил Лимонад прокомментировал этот пункт: действительно, найти место для храма в современном городе - непросто, так как в земельном кадастре нет земель религиозного назначения.
О возможность и пути взаимодействия систем богословского и архитектурного образования размышлял Александр Копировский, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института. Он считает, что эта тема - «не просто острая, но болезненная». На вопрос, какой объем богословских знаний необходим архитектору, ответить очень сложно, ведь в этой области «никакая часть не даст представление о целом». Чтобы не превращать архитектурный факультет в богословский, Копировский предлагает простое решение: «На помощь приходит сама архитектурная традиция, которая позволяет вдохновиться и начать оперировать той формой, которая отождествляется с традицией». Очевидно, что интуитивно этим путем интуитивно идут студенты ГУЗа (если судить по работам, представленным на выставке). Однако, как кажется, переход от робкого оперирования традиционными формами к более смелому будет весьма непростым и вряд ли доступным для многих.
Для храмоздателя крайне желательно, подчеркивает Александр Михайлович, нахождение внутри религиозной традиции, он должен быть неноминальным христианином. Тогда в его здании как минимум не будет нелепостей. «Нельзя не впасть к концу, как в ересь, в неслыханную простоту» - этими словами Пастернака Копировский выражает свои чаяния относительно храмов XXI века.
В завершении круглого стола сотрудник «Журнала Московской Патриархии» Евгений Мурзин представил концепцию приложения к ЖМП - ежеквартального издания, посвященного проектированию, строительству, реставрации и содержанию храмов.
Очевидно, что тема современного храмоздательства, разработки новых подходов к проектированию храмов, концептуального переосмысления традиционных форм - одна из самых актуальных творческих задач, стоящих перед Церковью. Круглый стол в «Покровских воротах» и выставка студенческих работ - один из первых шагов в этом направлении.