Как возвращали кремлевские иконы

4 ноября в рамках выставки-форума «Православная Русь» прошла встреча с инициаторами восстановления надвратных икон на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля, которые рассказали об истории этого проекта.

 

Во встрече приняли участие епископ Женевский и Западноевропейский Михаил, первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного, руководитель рабочей группы проекта Михаил Якушев, реставратор Сергей Филатов, главный специалист-эксперт отдела регулирования градостроительной деятельности Росохранкультуры Ольга Новикова.

Епископ Михаил рассказал о том, как он узнал о существовании кремлевских икон. Родившийся в 1943 году в Париже, он не знал России на опыте, но входил в круг эмигрантов старшего поколения, которые «жили воспоминаниями, но внутри себя несли предание». «Иконы святителя Николая Можайского почему-то особенно чтили, - рассказывает епископ. - Одна пожилая женщина из Харбина принесла мне этот образ, который принадлежал Колчаку (это была потрепанная бумажная копия). Внизу была надпись: «Сей образ изображает икону святителя Николая на Никольской башне Кремля». Владыка предполагает, что такие копии были распечатаны в большом количестве и распространены в среде эмиграции, но спустя несколько десятилетий после революции сохранились лишь немногие экземпляры. Как бы то ни было, в среде эмиграции сомнений в том, что на кремлевских башнях были иконы, не было.

Когда епископ Михаил познакомился с представителями Фонда Андрея Первозванного, эта тема заинтересовала Михаила Якушева и Владимира Якунина. «Мое дело было в том, что об этом стали говорить», - резюмирует епископ. Если для людей зарубежья существование икон было очевидно, то для тех, кто наблюдал Кремль не из-за границы - нет. В 2007 году Владимир Якунин, приложив в качестве доказательства снимок, сделанный после обстрела башен Московского Кремля в октябре 1917 года и переданный Патриархом Тихоном адмиралу Колчаку, полученный от епископа Михаила, написал обращение президенту Владимиру Путину, с просьбой дать разрешение заняться поиском следов икон. Президент инициативу поддержал. Также было получено благословение патриарха Алексия II. Однако несколько лет ушло на изучение архивов и сбор фактов подтверждающих существование образов. Если бы иконы не были найдены, фонд предлагал их воссоздать.

Реставратор Сергей Филатов, присоединившийся к рабочей группе Фонда полтора года назад, принимал непосредственное участие в раскрытии икон. Он рассказал, что сохранность иконы на Никольской башне обнаружилась достаточно давно - еще в 1998. Тогда на башне проводились плановые реставрационные работы, в киоте было сделано отверстие, за которым обнаружили металлическую сетку и красочный слой.  Поскольку дело происходило в ноябре, было решено не начинать предполагавший быть масштабным реставрационный проект, а составить на него смету на следующий год. Из-за финансового кризиса 1998 года дело замялось. Более того, информация о скрытой в башне иконе так и осталась нераспространенной. Правда, об иконе на Спасской башне ничего не знали.

Когда в апреле 2010 года произвели зондирование киота на Спасской башне, зондажи попали на изображение Евангелия в руке Спасителя и на фигуру Сергия Радонежского. Стало очевидно, что икона сохранилась, причем очень хорошо - примерно на 90 %. Икона Святителя Николая была не в столь прекрасном состоянии: причиной этого был не только ее возраст (она относится к 17 веку, а Спас - к концу 17-началу 18), но и то, что она пострадала во время обстрела Кремля в 1917 году (во время реставрации из иконы было извлечено несколько пуль). Из-за плохого состояния иконы работы по ее реставрации смогли завершить только к 4 ноября. Интересно, что тонировки реставрации сделали немного отличными от оригинальных - чтобы было видно, где подлинник, а где - реконструкция.

В ходе изучения истории икон открылось несколько новых фактов: реставраторы, скрывшие иконы в 1935 году - Владимир Плеханов и Александр Брягин. Убрать иконы руководство СССР решило, скорее всего, когда ставили первые металлические звезды на башнях (одна из этих звезд ныне венчает московский Речной вокзал). В 1937 году эти звезды были заменены рубиновыми. Также оказалось, что икону на Спасской башне открывали в 1949 году во время реставрации белокаменных фрагментов башни, но потом скрыли вновь. А икону святителя Николая в 1918 году реставрировали под руководством Игоря Грабаря... Очевидно, что в истории икон еще много неизвестного.

Ольга Новикова рассказала о том, что важно в возвращении икон с точки зрения Росохранкультуры. Прежде всего, это их подлинность. С таким проектом согласилось ЮНЕСКО, в список памятников которой входит Московский Кремль. «Мы должны быть бесконечно благодарны реставраторам, которые сохранили эти иконы», - уверена Ольга Григорьевна. Дискуссионный вопрос о том, что делать с кремлевскими звездами, Новикова решает однозначно: в описании памятника ЮНЕСКО Кремль представлен именно со звездами, они - если отречься от идеологии - «очень интересные инженерные сооружения», и если их убирать, «мы получим новодел». Кроме того, по словам Ольги Новиковой, для демонтажа звезд потребуется разбирать 2/3 башен.

Подводя итог пресс-конференции, Михаил Якушев заметил, что хотя смысл праздника «День народного единства» во многом неопределен, сегодняшний день - очевидно символичен и наполнен смыслом благодаря тому, что икона на Никольской башне освящена и обрела свое историческое место.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале