Детское кино: вчера, сегодня, завтра
Архимандрит Тихон (Шевкунов) |
Начиная обсуждение, архимандрит Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре Русской Православной Церкви, выделил три этапа в истории отечественного кино. «Вчера» - советский период, в который производилось множество хороших, нужных, фильмов для детей и юношества; «сегодня» - настоящий момент, когда детская киноиндустрия практически сошла на нет: «завтра» - будущее, на которое мы можем и должны повлиять.
«Есть востребованность фильмов, которые могут научить добру, любви, созиданию. Для их создания нужны воля, заказ, сценарий и средства», - описал сегодняшнюю ситуацию отец Тихон.
Он рассказал, что в 2011 году планируется провести конкурс на лучший сценарий детского или юношеского фильма в рамках Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Главный приз - 2 млн рублей, премия Оргкомитета фестиваля. По словам отца Тихона, это может послужить «катализатором» развития детского кинематографа в России.
Евгений Герасимов |
«Реально на сегодняшний день происходит катастрофа», - отметил Евгений Герасимов, председатель Комиссии по культуре Московской городской думы.
Детское кино воспитывало, учило жить в конкретных условиях страны, в которой жил ребенок. Сегодня эта функция кино утрачена. С одной стороны, проблема - в отсутствии сценариев. С другой - в том, что молодые профессионалы киноиндустрии отказываются создавать детские фильмы, потому что уверены, что они не принесут им реальной прибыли и признания.
По словам Герасимова, проблема заключается также в отсутствии возможности массового проката детских кинофильмов: в стране нет сети детских кинотеатров, билеты а кино дороги и потому многим недоступны, а для телевидения детское кино - «не формат», потому что не обеспечит достаточную прибыль от размещенных во время показа рекламных роликов.
Существенная проблема - бюджет кинофильма.
Сергей Зернов |
«Любой детский фильм должен быть увлекательным, а значит, крупнобюджетным», - отметил Сергей Зернов, директор Департамента кинематографии Минкультуры России.
В последние десятилетия детское кино чаще поднимало социальные проблемы именно из-за того, что такой фильм снять дешевле, чем фильм о приключениях наподобие советского «Садко».
Симптоматично, что в год в советское время производилось около 300 фильмов, из них 50 - детские и юношеские ленты. В последнее время игрового кино практически нет, исключение для массового проката составили несколько полнометражных анимационных фильмов.
Владимир Хотиненко |
Владимир Хотиненко, заведующий кафедрой кинорежиссеры ВГИКа, народный артист России, отметил, что в некоторых из них была утеряна связь с традицией отечественной мультипликации и русским фольклором. Создатели стремились общаться с детьми на современном языке, но при этом многое потеряли. Кроме того, нужно воспитывать профессионалов детского кино, а для этого - объявлять специализированные наборы во ВГИК и на Высшие режиссерские курсы.
По мнению Хотиненко, в детском кино отсутствует постоянный «процесс». Премия за сценарий детского фильм а- это хорошо, но для возрождения детского кино необходимо, чтобы в год производилось хотя бы 10-12 кинолент. «Все будет иначе, если 2поднять волну». Но до сих пор это не удавалось», - сказал Хотиненко.
Валерий Русин, заместитель генерального директора Киностудии имени Горького, возразил что возрождать или воскрешать детское кино не требуется, «потому что оно не умирало». На Киностудии им. Горького и сейчас работают и снимают детские фильмы. Другой вопрос - что, действительно, нет массового и постоянного их производства.
По мнению Русина, он невозможен без инициативы со стороны государства.
Вера Суменова |
Вера Суменова, ректор Высших курсов сценаристов и режиссеров, согласилась, что без поддержки производство детского кино будет «провисать», потому что окажется лишено «кровеносной системы». Студенты Высших курсов сценаристов и режиссеров не хотят делать детское кино, потому что не видят в нем будущего - не только заработка, но и признания.
Помочь ситуации, как считает Суменова, могло бы объявление производства детского кино приоритетным направлением в киноиндустрии. «Есть «материнский капитал», а это можно было бы назвать «духовный капитал», - сказала Суменова.
Игумен Киприан (Ященко) |
Ее поддержал Игумен Киприан (Ященко), ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, заместитель сопредседателей Оргкомитета Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел».
«Дети мало того что безграмотны, они ориентированы антиисторически, антироссийски», - сказал игумен. Для формирования правильного мировоззрения ребенку нужен положительный герой, а сегодня такового нет. Отец Киприан рассказал о недавнем посещении детской тюрьмы. На вопрос о том, кому они подражают, большинство назвали героев боевиков. Игумен вспомнил, что на него самого сильнейшим образом повлиял образ Александра Невского из одноименного кинофильма. Дети играют, подражая тому. Что видят на экране, и так формируется модель поведения, уверен игумен Киприан.
Чтобы стимулировать развитие детского кинематографа, участники предложили сформировать квоты на производство детских и юношеских кинофильмов , однако Сергей Зернов., как представитель Министерства культуры, объяснил, что в соответствии с законом квоты не возможны. Можно говорить об объявлении приоритетов (в 2010 году приоритетными были научно-популярные и образовательный фильмы), а также о содействии со стороны Министерства культуры.
Также в отношении льгот он напомнил, что детское кино можно отнести к национальному кино (потому что оно имеет воспитательную функцию), а такие фильмы, например, освобождаются от НДС при прокате.
Татьяна Шумова |
Татьяна Шумова, вице-президент Фонда социально-культурных инициатив, Директор Дирекции международных программ, Заслуженный деятель искусств РФ, заместитель сопредседателей Оргкомитета Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел», предложила выйсти с проблемой детского и юношеского кинематографа на государственный уровень.
По итогам круглого стола было решено подготовить обращение в Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству с инициативой определения создания и продвижения фильмов для детской и юношеской аудитории одним из приоритетных направлений государственной политики в области культуры и искусства.
Также участники приняли решение подготовить обращение в Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии с просьбой получения государственной поддержки производства, проката, показа и продвижения национального фильма.
Было объявлено, что в 2011 году в рамках Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» будет объявлен и проведен конкурс сценариев детских и юношеских фильмов. Победитель получит денежную премию Оргкомитета кинофестиваля в два миллиона рублей.
Киностудия имени Горького окажет содействие в реализации съемочного процесса по сценарию детского или юношеского фильма - лауреата Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Департамент кинематографии Министерства культуры Российской Федерации будет учитывать лауреатство в конкурсе сценариев Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на производство художественного фильма. Оргкомитет может способствовать также производству DVD кинофильма, снятого по сценарию - лауреату конкурса.
По итогам круглого стола принято решение о создании специализированного курса режиссеров детского и юношеского кино во Всероссийском государственном университете кинематографии и на Высших курсах сценаристов и режиссеров.