Епископ Захолмско-Герцеговинский Григорий: раскол в Сербской Церкви возможен
|
Епископ Захолмско-Герцеговинский Григорий |
В интервью сербской газете «Политика», епископ Захолмско-Герцеговинский Григорий, заявил, что о новых границах епархий речь ведется продолжительное время, причиной служит то, народу будет удобнее собираться, а епископам лучше знать свою паству и окормлять ее. Большее количество епархий позволяет иметь более точное представление и о работе духовенства, и о жизни верующих, одним словом - о церковной жизни.
- Причин для разделения достаточно, одна из основных - миграция населения, много православных сербов было вынуждено в вихре войны оставить свои родные очаги и поселиться в Европе и Америке, а значительное количество народа из захваченных военными действиями областей переселилоь в Сербию. В Республике Сербской сейчас пять епархий на миллион жителей. В Германии, Австрии, Швейцарии сегодня такое же количество православных сербов на одного епископа, а служить и собирать верующих вне родины намного сложнее и ответственнее, - говорит владыка Григорий.
- По прошествии последнего, весеннего заседания речь шла о разделении Рашско-Призренской епархии на две. Где могли бы проходить границы и совпадали бы ли они с административной линией Косово и Метохии?
- Об этом шла речь и до заседания последнего Собора. В Церкви решения не выносятся без предварительного серьезного и основательного исследования. Произойдет ли разделение границ на следующем заседании Собора - я не знаю, если да, то я уверен, что она не будет следовать административной границе Косова. Подобный случай мы имеем в Захолмско-Герцеговинской епархии, которая не совпадает с административной границей Республики Сербской.
- Может ли Белградско-Карловацкая архиепископия быть разделена на несколько епархий?
- Это вопрос договоренности и решения Собора. Слишком рано и безответственно делать какие либо выводы. Если Вас интересует мое личное мнение - да, я считаю что это необходимо. Еще приснопамятный патриарх Павел предложил разделить архиепископию Белградско-Карловацкую. Белград - столица Сербии, он имеет большое значение и для Сербской Православной Церкви. В Белграде множество молодежи, на кого, почему их мы оставляем? Результат такого небрежения мы увидели на днях на улицах Белграда, в весьма широких масштабах. Наступила пора задать себе вопрос, насколько мы виноваты в этом. В сербах, как и в других народах, есть силы творить и добро и зло. В истории преимущественно преобладало первое. В настоящее время мы начинаем терять контроль над ситуацией.
- О Вас неофициально упоминали, как об одном из архиереев, который мог бы возглавить одну из новых епархий - «Белградскую» или «Рашскую».
Я считаю, что епископ должен находиться на кафедре, где он духовно родился, которой он может дать больше всего. Такие решения, как я уже упоминал, принимаются всеми архиереями во главе с патриархом Иринеем. Духовный климат и менталитет Герцеговинского народа, с которым я в течение прошедших восемнадцати лет полностью слился, отличается от менталитета и образа жизни в иных краях. Возникает вопрос, смогу ли я «вписаться» в новую среду и обстоятельства с пользой для духовенства и для верующих, которые там живут. Впрочем, как я уже подчеркнул, решение об этом будет принимать Собор.
- Синод сообщил, что о письме епископа Артемия, в котором он заявляет церковным властям, что «мы в будущем не будем повиноваться Вашему любому неканоническому решению» решение будет принимать Собор. Какого результата можно ожидать?
- Когда речь идет о владыке Артемии, редко в истории Церкви можно найти подобный пример, который показывает насколько Церковь была благосклонна к человеку, который в такой степени выражает своеволие. Содержание этого письма просто невероятно, и трудно поверить в то, что оно написано епископом Сербской Православной Церкви. Я глубоко уверен в том, что епископ Рашско-Призренский на покое больше не понимает, что делает, и не осознает последствия своих действий и заявлений, как и ответственности перед Богом и перед Церковью. В частности, этого не знают люди, которые обожествляют его, видя в нем безгрешного Бога. Я считаю, что его последователи сейчас стали идолопоклонниками. Это очевидно на основании их действий и заявлений, полных ненависти к другим, даже к патриарху, который проявляет христианское терпение, веру, преисполненную любовью.
- Возможен ли раскол в Церкви на этом основании?
Это возможно. Два года тому назад, в письме, адресованном всем архиереям Сербской Православной Церкви, я предупреждал об этом. Дай Бог, чтобы этого не случилось, ибо это воистину большой грех. Если владыка Артемий будет настаивать на этом, я все таки надеюсь, что его церковное сознание и совесть вовремя его остановят. Все-таки владыка Артемий всю жизнь провел в Церкви, Она - его дом. Но если вопрос будут решать его идолопоклонники, раскол будет неизбежен.
- Какие отношения существуют с другими церквами и религиозными общинами, с муфтием Зукорличем, например, или с Римо-Католической церковью после его обвинений в адрес СПЦ?
- Отношения хорошие, это было заметно и при интронизации патриарха Иринея в Печи. Муфтия Зукорлича мы считаем исключением, единственным случаем, и мне кажется, что на него так же смотрят и в исламской общине. Немного удивляет его самоуверенность, но это тоже плод его веры. Он верит в то, что делает, а прав ли он - время покажет. Отношения с Римо-Католической церковью вполне корректны, более того - они полны взаимопониманием и взаимной заботы. Всюду сейчас заметен кризис - и в Восточной и в Римо-Католической церкви. Ясно, что людям нужна вера в Истинного Бога. Кумиры, успех, сила, уничтожающие друг друга уже имеют свои разрушительные последствия. Пора, пора, и это относится к каждому - от первого до последнего - переосмыслить свою веру, ибо она является смыслом нашей жизни.
Елена Чалия, журнал «Политика» октябрь 2010 г
Перевод Светланы Луганской