Путешествие с домашними животными

«Путешествие с домашними животными», новый полнометражный фильм Веры Сторожевой, известной зрителю по работам «Римские каникулы» и «Небо. Самолет. Девушка», завоевал главный приз Московского кинофестиваля (ММКФ). Премьера пришлась ко двору, удивив и порадовав не только критиков, но и зрителей. О любви, красоте и свободе здесь повествуется тихо, по-женски.
 

Режиссер: Вера Сторожева
В ролях: Ксения Кутепова, Дмитрий Дюжев, Анна Михалкова, Михаил Ефремов

Любовь ранняя

В маленьком домике у железной дороги живут двое: немолодой мужчина – железнодорожный обходчик и его жена, девушка (Наталья) – доярка, скрывающая свою красоту под стеганым тулупом и резиновыми сапогами на босу ногу. Каждое утро она доит корову, «парное» продает мужчина в проезжающие поезда. Муж и жена почти не разговаривают между собой. Действие происходит в неприглядной русской глубинке. Грязь на разбитых дорогах и серое небо с первых кадров контрастирует с какой-то неуловимой тонкостью Натальи. Она догоняет красный воздушный шар, похожий на Микки Мауса. Что-то из совершенно другого мира, яркого и интересного, такого незнакомого для этой молодой девушки. Обыденное для многих становится открытием для Натальи. Кстати говоря, Ксения Кутепова, исполняющая главную женскую роль, - актриса театра. И тем не менее эмоций на лице ее немного, говорит она несмело и мало, зато вся ее грация выражается здесь в жестах и движениях героини. То она смотрит на себя в зеркало или нарезает сало, то вдруг таскает дрова или чинит крышу, а то возится с малым ребенком – всюду женщина.
Вера Сторожева, ранее сотрудничавшая с Кирой Муратовой, подчеркнула в Наталье ту женскую неуклюжесть-неуловимость, которая так знакома нам и узнаваема у героинь той же Ренаты Литвиновой. Это мы помним по фильму «Небо. Самолет. Девушка», где Сторожева выступала режиссером-постановщиком.

Любовь страстная


С первых минут киноповести Наталья показана как человек, который стремится к красоте, любви и свободе. Это если в трех словах. Мужа она не любила, называла его «хозяин мой», жила по инерции. Здесь смерть одного человека становится началом жизни другого. Когда покойника отпевали в церкви, Наталья не плакала, и батюшка спросил ее: «Что ж ты не плачешь, Наталья?» «А это обязательно?» - «Да нет, - слегка задумавшись, ответил он ей, - жить надо по любви». Изначально мы видим, насколько разные умерший муж Натальи и она сама. Режиссер совершенно не показывает теплоту, свойственную семейным отношениям, скорее отчужденность. А позднее мы узнаем, что 16-летнюю сироту Наталью детдомовские воспитатели продали немолодому мужчине в жены.
«Он мне сразу сказал, что детей у нас не будет», - рассказывает Наталья своему новому знакомому, который повстречался ей на проселочной дороге, когда она отвозила тело умершего в морг. Главный партнер Кутеповой - Дмитрий Дюжев. Удалой парень-водитель, успевший жениться и развестись, воспитывающий дочь. Близкое общение героев начинается очень быстро. Но, видимо, Наталью что-то не устраивает, раз среди ночи она хватает ружье и выгоняет Дюжева из дому. Мужское и деревенское в нем показано более чем натуралистично. Ест он причмокивая, движения свободны и резки, к женщине обращается грубо и просто: «Почему суп без соли? Подай соль!» Тем не менее их роман продолжается еще какое-то время. Наталья говорит, что ребенка хочет, а мужчина ей не нужен. Даже тогда, когда предприимчивый парень предлагает ей построить турбазу и вместе хозяйничать, Наталья думает и не соглашается пойти на это. Возможно, она предвидит повторение истории, вспоминает своего мужа. Дюжев грубо обрывает беседу после отказа Натальи. Уходит. Она плачет и нервно соскребает краску со старой лодки. Больше они не встречаются.

Любовь настоящая

 


Любовь в «Путешествии...» живет неотделимо от красоты и ощущения свободы собственной личности и в то же время тесно связана с чувством дома, которого так не

хватает героине. Она отчаянно пытается его обрести. Сначала преображая свой дом. По-новому Наталья пытается посмотреть на себя и на все вокруг. Первое, что она покупает после смерти мужа, – зеркало, которого у них не было. Она смотрит на себя в зеркало так, как ребенок глядит на себя, узнавая и признавая постепенно. Наталья избавляется от ненужного хлама, включает музыку, моет дом, покупает современные журналы, где есть «красивая жизнь». Она будто видит их в первый раз и аккуратно вырезает картинки. Это один большой оксюморон: грязь заброшенного деревенского дома и красота девушки, старые военные фотокарточки умершего мужа и модный журнал, как отголосок массовой культуры... С одной стороны, внутренним чутьем зритель понимает, что этот естественный дар героини оставаться ребенком, пусть и не вписывающийся в привычную жизнь, есть ее сущность. С другой - искушенный зритель может слегка улыбнуться при просмотре этих кадров, потому что некоторая несовместимостьость деревенской жизни и всех этих модных журналов, золотых босоножек и красных пиджаков налицо.

На протяжении фильма героиня все время передвигается из одной плоскости в другую. И всегда не одна. Сначала на вагонетке с телом мужа. Потом вместе с коровой на продажу, возвращается она с козочкой Бертой и собакой, которая сама прибилась к Наталье. После расставания с водителем она чинит лодку и отправляется на ней, вместе с козой кстати, в детский дом. Берту оставляет в детдоме со словами: «Пригодится, все ж свое молоко». И увозит с собой на этот раз маленького мальчика.
Проживая несколько жизней одновременно, Наталья находит свое тихое женское счастье. Детский дом, в котором она выросла, становится новой точкой отсчета в ее жизни.

Фотографии: www.kinopoisk.ru, www.kinoanons.ru


Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале