«А где здесь страдания за Христа?»
На Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года было прославлено около двух тысяч новомучеников и исповедников. Знают об этом почти все, но – просто знают. Спустя несколько лет после прославления сонма удивительных святых стало очевидно, что они мало присутствуют в нашей реальной жизни, мало кто реально им молится, о жизни (а вернее, житии) даже самых известных – Патриарха Тихона, свщмч. Петра (Зверева), свщмч. Илариона (Верейского) мы знаем крайне мало, а ведь есть еще многие и многие… Кто-то, возможно, жил на вашей улице, кто-то – даже был вашим родственником. Даже эти две тысячи – лишь малая часть тех, кто беспорочно пострадал за Христа.
Недавно (25.09-22.10) в Историческом музее проходила выставка «Новомученики и исповедники российские", и в рамках ее – круглый стол «Значение подвига новомучеников и исповедников в истории России и Русской Православной Церкви», организованный Свято-Тихоновским университетом.
Собираясь туда, я думала, что мероприятие будет… странное и "ненужное". Определение «круглый стол» сейчас к чему только не прилагается, а формат подобных мероприятий толком, кажется, до сих пор не определен. Что увидела: людей, которые действительно болеют за свое дело, трудятся не славы или корысти ради, а для того, чтобы восстановить разорванную связь поколений, соединить прошлое и настоящее подобно тому, как соединены они в вечности. И поняла, что нам это действительно нужно. Даже для жизни здесь.
В круглом столе принимали участие:
- священник Александр Мазырин, магистр богословия, к. и. н., доцент, зам. Зав. Отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви, ст. н. сотрудник ПСТГУ - «Значение подвига новомучеников и исповедников в истории России и Русской Православной Церкви»;
«Своей святостью мешала проведению коллективизации», или Чем все-таки Церковь мешала советской власти? Доклад о. Александра Мазырина.
«Хотя место, в котором мы собрались, выглядит достаточно специфично (присутствующие сидели в окружении языческих каменных идолов в зале «Половецкий дворик» Исторического музея), предлагаю начать наше собрание с церковной молитвы», - так о. Александр открыл круглый стол. После пения «Царю Небесный» он кратко изложил историю гонений на Церковь в советское время. Сейчас преследование религии советской властью, которую часто называют «безбожной», - факт известный, ему не удивляются. Но задумаемся: каковы были причины преследования аполитичной (более того - засвидетельствовавшей свое лояльное отношение к правительству) Церкви? Вражда большевиков и РПЦ, по словам о. Александра, носила иррациональный характер, это была вражда духовная, ибо новый режим требовал не только гражданского, но и внутреннего подчинения. Исповедание веры никогда не было официальной причиной преследований, поэтому можно спросить: «А где здесь страдания за Христа?» В протоколе писали что угодно – «контрреволюционная деятельность» или «контрреволюционная агитация», и даже – об одной блаженной – «своей святостью мешала проведению коллективизации». Формулировок было много, но суть оставалась прежней… Но ради кого, ради чего столько людей – как выдающихся, так и вполне обычных, шли на смерть? И что (Кто?) давал им силы?
По мнению о. Александра, роль подвига новомучеников до сих пор недооценена, а разложение советского режима началось еще в 1930-е гг., когда свидетельство было явлено в полной мере. Видя столь великий подвиг, Господь повернул историю так, что советская власть вынуждена была меняться – или делать вид, что меняется: в начале Великой Отечественной войны Церковь, бывшая на грани физического уничтожения (на свободе - четыре епископа, а еще в 1920-е гг. было около 70), начала возрождаться.
Да, мы не узнаем все обо всех, но, насколько это в наших силах, – не будем равнодушны и невнимательны к… не истории даже, а нашему собственному прошлому. Ведь "наше" прошлое ограничивается далеко не датой рождения.
Фото: Петр Королев (журнал «Встреча» http://vstrecha-mpda.ru)