Документальное кино о Церкви должно быть красивым

24 ноября в «РИА Новости» прошла пресс-конференция, посвященная премьере фильма Дмитрия Таланкина «Экклесия». По словам участников встречи, этот фильм - новое слово в кинодокументалистике, так как приоритетом в фильме стало не слово, а образ.

 

 

                   Сергей Чапнин

«Кинодокументалистика - редкая тема для медийного представления Церкви», - отметил в начале пресс-конференции ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин. Тем более удивительно, что премьера фильма Дмитрия Таланкина «Экклесия», рассказывающего о Церкви, собрала 22 ноября в Доме кино полуторатысячную аудиторию. «Как сказали в Доме кино, такого не было давно» - сообщает Чапнин. Почему это произошло? Почему фильм вызвал такой отклик?

Сергей Валерьевич считает, что большую роль сыграла эстетическая составляющая фильма: «Это не публицистика, не разговор на злобу дня. Это другое документальное кино, которого сегодня очень и очень мало в России. В центре - музыка и художественный образ, которые важнее слова».

Архимандрит Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего Совета по культуре, наместник Сретенского монастыря, подтвердил это наблюдение и отметил значимость картины для российского кино. Он считает, что высокое качество работы - результат ВГИКовской школы, которую он проходил вместе с Таланкиным, влияние таких педагогов как Сергей Герасимов и Сергей Бондарчук. И также значимо, по мнению архимандрита, то, что Таланкин - из поколения, которое воцерковлялось в 70-е-80-е годы. У этих людей своеобразный, но уже богатый опыт церковной жизни и именно они многое делают сегодня в искусстве, связанном с Церковью. «Очень хорошо, что такое большое количество людей восприняло этот фильм», - считает наместник Сретенского монастыря, потому что «кинодокументалистика - действительно очень специфическая вещь, если она не горячая, не злободневная и не показывается по телевидению». Он выразил надежду, что фильм будет показан на одном из центральных каналов.


         Архимандрит Тихон (Шевкунов)  

Дмитрий Таланкин подтверждает значимость красоты, эстетики для своей режиссерской работы: «Бог открывает нам себя частности через красоту. Нельзя говорить о Боге и Церкви некрасиво и тенденциозно». Режиссер надеется, что фильм будет понятен даже людям, не знающим русского языка - визуальный ряд и музыка (большую часть которой написал сам Таланкин) передадут смысл.

Материал для фильма дали исследования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: «Уже более 20 лет ведется работа по сбору материалов о мучениках. В середине 1990-х годов открылась возможность работать с ранее засекреченными материалами спецслужб. В совокупности собранные материалы и дают возможность воссоздать историческую картину», - рассказал заведующий отделом новейшей истории Русской Православной Церкви Свято-Тихоновского университета, кандидат исторических наук священник Александр Мазырин. По его словам, единственная церковь в мире, которая сейчас динамично развивается, - это Русская Церковь, и большую роль в этом играет вклад новомучеников.

Дмитрий Таланкин также признался, что его «поразил ПСТГУ как явление» и особенно поразила молодежь, которая там учится. Фильм в том числе и о них - цельных православных молодых людях: «Поражает, когда видишь молодых людей со стержнем, со стремлением к святости. А там учатся не только будущие клирики».


                    Дмитрий Таланкин

Четыре серии фильма самодостаточны и, как говорит режиссер, «рассчитаны на различную аудиторию». Они имеют самостоятельные названия: «Кузница кадров», «Пристань», «Сохранившие Церковь» и «Казахский тракт». География картины - Москва, Валаам, Торопец, Сибирь, Крайний Север, Казахстан. Создатели фильма надеятся, что он будет показан по телевидению - либо на канале «Россия 1», либо на «Культуре» (второе более реалистично и в каком-то смысле более предпочтительно, так как на этом канале нет рекламы, которая, разрывая фильм, «погубит» его восприятие).

Кроме того, выпущено некоторое количество DVD дисков (их окончательное число будет зависеть от спроса). Финансирование съемок, сообщил Таланкин, обеспечили три жертвователя, пожелавшие остаться неназванными. При этом некоторые участники картины работали за символическую плату, и в итоге «фильм стоит примерно в три раза дешевле, чем выглядит». Хотя, как признает режиссер, «из картины в картину работать на энтузиазме нельзя, так как это в конце концов приведет к потере профессионализма». При этом «помощь новомучеников и тех святых, о которых говорится в фильме, мы ощущали все время», - поделился Дмитрий Игоревич.

В конце встречи архимандриту Тихону был задан вопрос о том, что вызвало кризис российского документального кино? По мнению наместника Сретенского монастыря, это «отсутствие того, что было в советское время - госзаказа». Если бы государство было заинтересовано в производстве светлых, информативных, качественных фильмов, была бы выделена строка в бюджете и многие проблемы были бы решены. Также он считает полезной цензуру - как церковную, так и светскую. Впрочем, архимандрит Тихон склонен говорить не о «кризисе», а о «проблемах», так как, по его словам, вопреки обстоятельствам фильмов о Церкви снимается немало - это видно по таким фестивалям как «Радонеж» и «Лучезарный ангел».

 

 

 

 

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале