Один в поле не воин

Тема одиночества была актуальна во все времена. Стремление человека познать самого себя, понять причину своего одиночества выражалось во всех областях творчества, в том числе и в литературе. Мы решили спросить «ученых мужей» нашего времени - преподавателей, литературоведов, психологов, священнослужителей etc, что они вкладывают в понятие одиночества.

Кочетова Надежда Владимировна, факультет журналистики МГУ, преподаватель испанского языка

Одиночество для меня - это отдых от компании, время подумать над своей жизнью, например над глобальными проблемами, о звездах или о том, что я хочу купить машину (смеясь)!

После работы и встреч с друзьями с удовольствием иду домой, чтобы побыть одной. Я все время в компании, в толпе людей, и времени «просто подумать» не остается.

Думаю, все умные, развитые, глубокие люди испытывают одиночество.

Человек на самом деле не нужен никому, кроме своих родителей или близких родственников. Это печально - понимать, что ты один во Вселенной.

Но мне одиночество не мешает жить, я его не преодолеваю.

Даже самый одинокий, самый нелюдимый, самый необщительный человек может найти себе кого-то, кто ему по душе. В мире столько несчастных одиноких людей, что, если их всех свести, получится замечательная компания.

Прутцков Григорий Владимирович, доцент факультета журналистики МГУ, преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы

Для меня одиночество, когда за житейской суетой или какими-то скорбями я чувствую, что отдаляюсь от Бога.

Как раз когда никого рядом нет, больше чувствуется присутствие Бога. Потому что, когда я один на один с природой, с пространством, Бога легче услышать, чем в суете большого города, в сонме своих мелких проблем.

Ты забываешь, что Бог всегда с тобой, к сожалению, редко думаешь о Нем. Иногда бывает, что чувствуешь себя беспомощным в своем одиночестве. Но вспоминаешь, что Бог тебе не посылает испытаний, которые выше твоих сил.

«Кого любит Господь, того наказывает, тому благоволит, как отец сыну», - писал Соломон в притчах.

По моему глубокому убеждению, единственный путь к спасению - через крест, через свою личную Голгофу. В скорбях лучше чувствуешь Бога. Ведь когда человек вспоминает о Боге?

Когда ему плохо, когда возникают какие-то сложности, проблемы, кризисы.

У меня возникает ощещение Его близости, когда я алтарничаю: читаю канон, ощущаю, что Богу читаю. Служба заканчивается, и такое радостное чувство, как будто ты в гостях у Бога побывал.

Как преодолеть одиночество? Помолиться. Есть много разных молитв по случаю. Либо же просто своими словами. В «Божественной комедии» в 26-й песне «Ада» у Данте Алигьери есть такой эпизод - я его часто вспоминаю. Когда Одиссей плыл на корабле со своими спутниками, начался шторм. Когда его спутники уже готовились погибнуть, он сказал им:

«Тот малый срок, пока еще не спят земные чувства,

Отдайте постиженью новизны».

А что значит «отдайте постиженью новизны»? Для меня постиженье новизны есть постижение Бога.

Надо найти время радоваться жизни, почувствовать Бога в своей жизни.

Если человек не видит Бога в своей системе координат, тогда возникает «другое» одиночество, которое может довести до самоубийства. Куда идти? А некуда идти. Пустота.

На мой взгляд, прямая дорога из одиночества ведет только к Богу.

Одиночество сквозь призму психологии

О проблеме одиночества размышляет доцент факультета журналистики МГУ, доктор филологических, кандидат психологических наук Елена Евгеньевна Пронина

В современной психологии можно выделить несколько подходов относительно одиночества. Его можно рассматривать как феномен человеческой психики вообще. Ведь человек – существо коллективное и для обретения гармонии ему нужен другой. Общеизвестный факт, что заключенный, находящийся в одиночной камере, очень быстро сходит с ума. Американские ученые даже пришли к выводу, что для поддержания оптимального психологического состояния, человеку необходимо определенное число одобрений в день. И если не одобрений, то хотя бы замечаний. Человеку важно быть замеченным. И если этого не происходит, то может случиться отталкивание от других.

Современная действительность такова, что происходит нарастание индивидуализма, человек все больше начинает осознавать свои границы, свою отдельность от остального мира. В то время как психика первобытного человека была синкретична, он жил в общине и не мыслил себя отдельно от нее, все было слито, соединено. А сегодня все совершенно по-другому. Это похоже на балансирование, желание выйти за свои границы, слиться, и в тоже время невозможность полного соединения с окружающим миром.
На каждом этапе эмоционального созревания человек решает проблему одиночества по-разному. Прежде всего, предпринимаются попытки наладить контакт с окружающими. Например, дети делают это с помощью коллективных игр, поэтому они почти никогда не чувствуют себя одинокими. Человеку взрослому заново приходиться строить отношения, вступать в диалог. Нужно осознать, что “я” это “я”, а он – “другой”, не “ты”, и никогда “тобой” не станет; понимать, что абсолютного слияния быть не может. Это иллюзия. При этом другой человек интересен, он также как и ты хочет уважения и любви, но так часто происходит, что мы, понимая это, не всегда можем дать уважение и любовь в полной мере.

Американский психолог Эрик Эриксон выделял восемь этапов эмоционального созревания человеческой психики. По мнению Эриксона, каждой стадии развития соответствуют свои, присущие обществу ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать, и тогда он включается в общество, либо отвергается им и остается в одиночестве. Решение тех или иных задач каждого этапа зависит от уровня развития человека и от окружающей общественной атмосферы. Например, в возрасте от 18 до 25 лет человек, как правило, создает семью, этот этап у Эриксона носит название молодости-интимности. Это еще один способ избавления от одиночества.
Если говорить о таком феномене, как одинокий гений, то здесь наука заменяет человеку семью. Существуют объективные причины, по которым человек минует создание этой ячейки общества. Как правило, он имеет другие ценностные ориентиры, способные избавить его от одиночества.
У психолога Карен Хорни есть книга «Страх женщины остаться одной». Этот страх носит социальный характер. Исторически сложилось так, что женщина без мужчины была недееспособна, она не могла обороняться от диких зверей, рубить деревья, строить дом и прочее, таким образом, становилась зависимой от мужчины. Отсюда берет начало страх женского одиночества. Фрейд интерпретировал это иначе, называл это женской неполноценностью.

В любом случае человек не может оставаться один, и психика - это коллективная норма.
В другой своей книге, «Великие неврозы» нашего времени», Карен Хорни относит одиночество именно к неврозам, которые обусловлены «базисной тревогой», уходящей корнями в дефицит любви и уважения в детстве. У ребенка, который никогда не ощущал подлинного тепла и привязанности, будет развиваться «реакция ненависти» — подозрительное или недоброжелательное отношение к родителям и всем окружающим. Поскольку малыш зависит от взрослых, его враждебность вытесняется и переживается как тревога. Если более благоприятный опыт не сформируется, такой ребенок не только сам останется в тревожном состоянии, но и начнет проецировать свою тревогу на внешний мир.

Великие неврозы нашего времени (по Хорни): 1) невроз навязчивости (поиск любви и одобрения любой ценой); 2) невроз власти (погоня за властью, престижем и обладанием); 3) невроз покорности (автоматический конформизм); 4) невроз изоляции (бегство от общества).


Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале