Современность святителя Филарета
- Отец Павел, Вы давно занимаетесь изучением наследия святителя Филарета. Что в этом наследии самое важное и актуальное для современных христиан?
священник Павел Хондзинский |
- Первое: он был великий богослов: «величайший православный богослов XIX столетия» - так назвали его когда-то. И велик он был тем, что на все в жизни смотрел именно с этой, богословской точки зрения: для него не было так часто возникающей у нас черты между богословием и жизнью. Все проблемы, маленькие и большие, он старался разрешать, исходя из богословия, то есть - из Слова Божия и веры Церкви, считая, что христианство всегда современно. И второе - он жил в те времена, когда Россия была достаточно заметно разделена на образованное общество, воспитанное на западный манер, и народ, живший традиционным русским церковным бытом. И были одни, которые говорили о том, что надо вернуться назад в допетровскую Русь, и другие, утверждавшие, что нужно двигаться вместе с Европой вперед и оставить позади все, что с этим не согласно... Но он никогда не говорил ни того, ни другого и учил жить по-христиански в тех условиях, которые есть сегодня. Это может быть очень актуально для нас, потому что мы тоже должны жить по-христиански сегодня, такие, как мы есть, со всем тем, что есть вокруг нас. И этому тоже надо учиться, я думаю, у святителя Филарета. Эти две вещи, на самом деле, связанные между собой, кажутся мне главными (я сейчас не говорю о его отдельных богословских идеях, которые в ХХ веке, возможно, были недооценены, и только сейчас выясняется их важность).
- Почему к образу архиерейского служения святителя Филарета постоянно обращаются патриархи ХХ века - от Алексия I до Кирилла?
- Этот вопрос надо было бы, конечно, задавать не мне. Но я думаю, что не зря же святителя звали «природным Патриархом» еще при его жизни, то есть тогда, когда собственно Патриархов в русской Церкви не было и она управлялась Святейшим Синодом, но звали так потому, что его нравственный авторитет был неоспорим и очевиден для всех - от царя до простого крестьянина. А кроме того он дал совершенный образец мудрой осторожности в отношениях с властью и в то же время умения твердо отстоять достоинство Церкви, когда это было необходимо. Будучи великим богословом и великим святым, он был еще, конечно, великим церковно-государственным деятелем.
- Что можно и нужно сделать для того, чтобы популяризировать и актуализировать наследие святителя Филарета?
- Что-то уже делается. У нас в ПСТГУ есть так называемый Филаретовский проект, в рамках которого мы готовим издание Летописи жизни и творчества святителя Филарета - издано уже два тома, а всего будет, наверное, десять. Есть Филаретовская секция на ежегодной международной Богословской конференции, на которую приезжают почитатели святителя Филарета из России и других стран. Совместно с подворьем Троице-Сергиевой Лавры мы проводим в Митрополичьих покоях регулярные Филаретовские вечера - но они уже скорее не научные, а церковные (Ближайший, посвященный дню памяти святителя, состоится, кстати, 5 декабря). Лавра переиздала сейчас Проповеди и часть писем святителя. Но этого всего, конечно, недостаточно. И более всего, как мне кажется, нам необходимо теперь издание полного академического собрания сочинений святителя Филарета. Понятно, что это потребует немало сил и средств, но я уверен, что эти труды окупятся и принесут несомненную пользу, как развитию русской церковной науки, так и христианизации нашего общества в целом.