Молитва на Азорских островах

Летать на Азоры зимой – большой риск: можно на долгие дни застрять из-за нелетной погоды. Там и летом-то всегда ветра и дожди. Но в минувшие выходные погода выдалась отменной, не иначе как молитвами Ольги Михайловны, старейшей православной христианки Португалии, последние десять лет живущей на одном из самых маленьких и захолустных островков архипелага, на Грасиозе.

 

азоры 1
На Азорах

Три перелёта за несколько часов (Лиссабон-Пику-Терсейра-Грасиоза) – и без единой задержки. Прекрасная, безветренная лётная погода. А дождик, если и накрапывал, то лишь грибной. Так, несколько капель из маленьких, пронизанных солнечными лучами, облаков.

Маленькая избушка на одном из вечнозеленых холмов острова, с крыльца – вид на бескрайний океанский простор. На крутых склонах пасутся кони, ослы и коровы. На горизонте тает в дымке еще один остров – Сан-Жорж. В огороде – картошка, бобы и капуста, в доме – хозяйка, Ольга Михайловна Журавская, ради которой и прилетаю сюда, из года в год. Спрашиваю ее: «Ольга Михайловна, скучаете ли Вы по родной пензенской земле?». Отвечает: «Не скучаю, мне здесь очень нравится». Да и как не нравиться, когда вокруг – безмолвие и мир, первозданная Божья красота и неведомая городам тишина, когда гармония не только снаружи, но и, что самое главное – внутри. Внутри сердца русской женщины, оказавшейся за тысячи морских миль от России.

ольга журавская
Ольга Журавская

Дочь известного пензенского протоиерея Михаила Лебедева ( 1980), Ольга Журавская родилась и выросла в России, в военные годы училась и работала в Москве, затем всю жизнь проработала в Пензе и Пензенской области учителем игры на фортепьяно. Незадолго до крушения Советского Союза переехала в Крым, к дочери Елене, где та тогда жила. Так неожиданно для себя самой она стала гражданкой Украины. А затем, одиннадцать лет назад ее дочь переехала работать сюда, на Грасиозу – преподавать вокал местным детям, ученикам музыкальной школы, громко именуемой здесь академией. Через восемь месяцев вслед за ней на остров приехала мать. Украина лишила Ольгу Михайловну пенсии, а Португалия – страна, в которой она ни дня не работала – пенсию ей назначила. Довольно, надо сказать, приличную пенсию.

Ольга Михайловна вяжет, печет пироги, играет на фортепьяно, кормит приблудного кота,

азоры 2
 

поет псалмы, и благодарит за все Бога. Так и живут они, мать и дочь, вдвоем на крохотном острове. Только они из всех островитян – русские, только они – православные.

Евхаристическая община, какой бы маленькой и бедной она ни была, есть Божий храм, место Его присутствия. Очень люблю эти простые азорские литургии, без диакона и пономарей, без клироса и иконостаса, без жертвенника и без престола. Простая избушка, расстеленный на колченогом столе антиминс. Тихая, почти шепотом, херувимская песнь, негромкая анафора. В Лиссабоне анафору приходится произносить очень громко, на пределе возможностей голосовых связок, иначе не будет слышно в противоположном конце храма, здесь – не громче тихой домашней беседы.

После литургии пьём чай с вареньем, которое сварила Ольга Михайловна, с пирогами, которые она испекла. Затем хозяйка садится за фортепьяно и играет «Лунную сонату» Бетховена.

Ольга Журавская и игумен Арсений (Соколов)
Ольга Журавская и игумен Арсений (Соколов)

Как ни грустно, настает время прощаться. Винтовой кукурузник поболтается минут пятнадцать меж океана и облаков и плюхнется на Терсейре. Затем подадут большой брюхастый лайнер, который проглотит всех нас, пассажиров, чтоб изблевать уже на континенте. А Ольга Михайловна останется на маленьком, затерянном в океане островке, где для нее, как говорит она – рай.

 На прощанье Ольга Михайловна согласилась ответить не несколько вопросов для нашего приходского сайта :

 - Ольга Михайловна, Вы уже десять лет живёте на Азорских островах. Как живётся православной христианке на Азорах?

 - Здесь мне очень нравится природа. Бесконечная гладь океана, красивые горы, тишина, мало людей. Очень уютно себя здесь чувствую.

азоры 3
 

- Вы, дочь соборного протоиерея, привыкли, наверное, к торжественным соборным богослужениям. Теряет ли что-то литургия, совершаемая у Вас, в Вашей маленькой избушке, в сравнении с литургией в храме?

 - Мне кажется, напротив, приобретает. Здесь не рассеивается внимание. Там много людей, все ходят, внимание рассеивается. А здесь всё внимание сосредоточено только на молитве.

 - Скучаете ли Вы по родной пензенской земле?

 - У меня тоски никакой нет, я не болею ностальгией. Там моя жизнь была всё время в страхе. Время было тяжёлое, всех арестовывали. А здесь я чувствую себя свободно, как будто у меня крылья появились. Не скучаю, мне здесь очень нравится.

 - Знаю, что Вы очень любите молиться псалмами. Не все имеют опыт молитвы псалмами. Какие Вы могли бы дать советы, пожелания для тех, кто хочет научиться молиться псалмами?

азоры 4
 

 - Молитва псалмами – мой многолетний опыт. Каждый Великий и рождественский пост я прочитывала всю Псалтирь. С годами я всё больше останавливалась на тех стихах, которые ближе всего к сердцу были. Недавно я прочитала заметку Лучано Маникарди о псалмах и была поражена, как католический монах мог выразить словами мои чувства. Дух дышит, где хочет, и всем хорошо, и все со Христом. И это меня вдохновило составить молитвенник из псалмов, которые особенно мне дороги, четырнадцать псалмов, по два псалма в день. Это те псалмы, которые я читаю каждый день после утренних молитв. Поразительно, насколько они радуют и вдохновляют меня, насколько проникают в душу!

 - Вы по профессии музыкант. Часто подходите к инструменту?

 -Часто. Не могу без этого, мои пальцы всё время требуют работы. Сама удивляюсь, как в таком возрасте я могу ещё помнить и играть все мои любимые произведения.

Какая радость, какое утешение, что есть на нашей суетной планете остров Грасиоза, и что живет и молится на нем русская старица Ольга Михайловна!

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале