«Праздник» Елены Черкасовой: человек в глазах Божиих

15 декабря в культурном центре «Покровские ворота» прошла презентация недавно открывшейся выставки художницы Елены Черкасовой «Праздник». На встрече гости и организаторы выставки делились своими впечатлениями и открытиями.
          Елена Черкасова

«Праздник» - уже четвертая выставка  Елены Черкасовой, которая проходит в «Покровских воротах».  «Мы перестали считать эти выставки, - говорит организатор, директор фонда «Духовная библиотека Жан-Франсуа Тири. – Это всегда огромная радость, и очень хорошо, что выставка продлится до 15 января, то есть все новогодние и рождественские праздники и представления «Покровских ворот» пройдут на ее фоне». Уникальность этой выставки в том, что все работы выставляются впервые, и по ним можно судить об эволюции творческого пути художницы: «Я бы отметила новые темы Рая, пира, духовной дружбы, духовного братства, - делится пресс-атташе Ватикана по культуре Джованна Парравичини. – Люди на этих картинах часто изображаются как дети, в том числе и по масштабу. И это очень правильно, так как с одной стороны, мы все – дети Божии, с другой - есть Евангельский императив: «Если не будете как дети…»». «Черкасова видит человека как он есть перед глазами Божиими» - заключает Парравичини.

                  Презентация выставки

Искусствовед Ирина Языкова соглашается: «Главная тема этой выставки – тема Рая. И Елена Черкасова здесь выступает не только как художник, но и как богослов, так как она разрабатывает эту тему». Дело в том, что о Рае очень мало говорится в богословии и в иконописи. Иконопись, по словам Языковой, не идет дальше выведения Адама и Евы из ада. А как они будут себя чувствовать, когда вновь окажутся в Раю? «Елена дерзает идти дальше, - отмечает Языкова, - В опыте современного человека очень мало райского, но в опыте Елены это есть, хотя, как часто и справедливо говорят, современному художнику легче писать об аде, чем о Рае».

Впечатлениями о выставке с «Татьяниным Днем» поделились гости. Доцент МГУ Андрей Мановцев влед за Парравичини и Языковой отмечает изменение цветовой гаммы работ Черкасовой: «На первый взгляд, она стала более мрачной, но когда присмотришься, видится другое: что выразительность теперь – в пастельности, приглушенности. Эти картины, совсем не яркие, тоже, на самом деле, светятся». «Наверное, только Черкасова может изобразить Рай, - предполагает математик. Мне больше понравились картины, относящиеся прямо к Раю, и там, где Богородица наделяет детей крылышками». Андрей Анатольевич считает, что эта выставка – свитетельство нового этапа творческого развития художницы и с интересом ждет новых работ.

Экономист Виталий Найшуль говорит, что живопись Черкасовой – «настоящее христианское искусство, еще один язык, на котором можно говорить о Боге. Мне кажется, это замечательные работы «среднего слоя» - не чисто божественное искусство, но и не секулярное. Это слой-посредник между нашей обыденностью и совсем высокими вещами. Очень важно, что такой слой есть».

                    Картины и зритель
             "Моление о Дожде"

Священник Димитрий Свердлов пришел на выставку с особенным поводом: он мечтает, чтобы Елена Черкасова приняла участие в росписи строящегося храма Петра и Павла в деревне Павловское Домодедовского района, где он – настоятель. «Мне сложно говорить о творчестве Елены, потому что я очень сильно и искренне внутренне ошеломлен, - признается отец Дмитрий. – Со временем это ошеломление не проходит, а только усиливается. Есть несколько причин моего интереса: во-первых, очень яркое эстетическое впечатление. На мой вкус, она совершенно гениальный художник: цвет, композиция, сюжет, идея, реализация идеи. Второе – то, как Елена умеет сочетать живописное творчество и христианскую идею. Она – человек глубоко церковный, это для меня совершенно очевидно. Я в церковной среде около двадцати лет искал такой образ выражения в церковном искусстве. И нашел у Елены Черкасовой. У нее одновременно сочетаются очень точное, тонкое понимание духа православия, христианской идеи радости, надежды, спасения, будущего, всего хорошего и светлого, что несет Христос людям и при этом умение показать это через образ в живописи. Ее искусство очень плотно опирается на минимализм восточной фресковой живописи, раннехристианские изображения. Кажущаяся графическая простота ее работ компенсируется наполненностью бесконечным числом смыслов. Каждая картина - это история, трактат, рассказ. Символы, которые она использует, могут рассказать о Христе даже не сведующему в христианстве зрителю. Елена совершенно фантастически оперирует с текстами, котрые вплетены в изображения. Это ее фирменная особенность. Так реализуется и некая миссионерская идея.

Жан-Франсуа Тири у картины "Поэт и муза"

Все работы совершенно замечательны. Но мне очень нравится картина «Богородица встречает детей в Раю и дает им голубые крылышки». С одной стороны, это нечто непривычное, с другой стороны – что-то очень наше, церковное, православное в этом есть, хотя и трудно выразить, что».

В заключение мы с отцом Димитрием обсудили картину, возле которой проиходила наша беседа (она вынесена из основной экспозиции в зал книжного магазина):

- Отец Димитрий, смотрите, мы стоим у очень интересной картины: «Поэт и муза». Вроде бы, античный сюжет, оба персонажа в тогах… Но – в углу Десница Божия, так, как она изображается на иконах.

- Ой, правда, я и не заметил. Очень интересно: они же оба с крыльями, значит, муза как  ангел Божий, творчество – благословение Божие. Видите, интерпретации Елены совершенно нестандартые, они за рамками обыденных смыслов. Но при этом очень точные. Она либо на грани гениальности, либо уже за гранью.

 

Фото Михаила Моисеева, портал "Православие и мир"

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале