Михаил Кузмин. Непонятный или непонятый?..
Мизхаил Кузмин (1875-1936) сегодня не очень известен, а если и известен - то чаще всего скандально[1]. И действительно, он был плоть от плоти Серебряного века, который, кажется, так беден простыми и ясными судьбами. Кстати... Программная статья Кузмина, известная всем, кого не обошло сколь-либо подробное изучение литературы Серебряного века, так и называется - «О прекрасной ясности. Заметки в прозе». В ней декларируется «аполлоническая» концепцию искусства: стройность, четкость, логика, чистота стиля, строгость формы. Сам Кузмин всегда стремился следовать этим требованиям, восходящим к пушкинской традиции.
Хотя многое в наследии Кузмина неоднозначно, в его творчестве было и то, чем мы рады поделиться с вами в день двунадесятого праздника - стихотворение «Введение» из цикла «Праздники Пресвятой Богородицы»:
Введение
Вводится Дéвица в храм по ступеням,
Сверстницы-девушки идут за Ней.
Зыблется свет от лампадных огней.
Вводится Девица в храм по ступеням.
В митре рогатой седой иерей
Деву встречает, подняв свои руки,
Бренный свидетель нетленной поруки,
В митре рогатой седой иерей.
Лестницу поступью легкой проходит
Дева Мария, смиренно спеша.
Белой одеждой тихонько шурша,
Лестницу поступью легкой проходит.
Старец, послушный совету Небес,
Вводит Ее во святилище храма.
Он не боится упреков и срама,
Старец, послушный совету Небес.
Белой голубкою скрылась внутри,
Плотно закрылась святая завеса.
Чуждая злым искушениям беса,
Белой голубкою скрылась внутри.
Что вы, подружки, глядите вослед?
Та, Что исчезла белей голубицы,
Снова придет к вам в одежде Царицы.
Что вы, подружки, глядите вослед?