Московские «иордани»
Главное, что надо усвоить, - каждый сам отвечает за последствия. Крещенские купания – это не акция, организованная Церковью или властями. Это скорее попытка направить народный энтузиазм в контролируемое русло. Иными словами, даже если бы спасатели не дежурили у общественных водоемов, купальщики все равно приходили бы к своим излюбленным местам и окунались в ледяной воде. Это стихийно возникающее движение людей, далеких от регулярного моржевания. И чтобы стихия не накрыла с головой, полезно перед походом на «иордань» ответить для себя на несколько вопросов.
Где? Окунаться на Крещение лучше всего в специально отведенных для этого местах, список которых общедоступен. В этом году правительство Москвы определило 15 водоемов, у которых будут сделаны более или менее удобные майны (сходы), проверено дно и организовано присутствие спасателей и «Скорой помощи». Газета «Неделя. Известия» опубликовала список пяти лучших прорубей Москвы с точки зрения опытных моржей. Итак, топ рейтинга московских прорубей составляют: Строгинская пойма, Белое озеро в Косино, Большой Садовый пруд, Малое Бездонное озеро в Серебряном бору и прорубь в Химкинском водохранилище (Северное Тушино). Проруби и прилегающая территория благоустроены членами клубов зимнего плавания, проще говоря, местными «моржами», которые встречают праздник Крещения едва ли не как профессиональный. Рядом с ними и ледяная прорубь не страшна.
Когда? Суеверное сознание гонит купальщиков во что бы то ни стало окунуться в проруби в крещенскую полночь. Конечно, в полночь воцерковленный человек, скорее всего, будет храме на ночной службе или дома – готовиться к принятию Святых Тайн. А погружение осуществит, вероятно, после участия в Крещенском богослужении и Крестном ходе к водоему. Или заранее: после службы Крещенского Сочельника. Второй вариант хорош тем, что даже у самых популярных «иорданей» Москвы народу в это время в разы меньше. В основном, это будут завсегдатаи этих мест – «моржи», которые, даже если и не уразумеют значение термина «великая агиасма», то по крайней мере проконсультируют вас, как правильно и безопасно спуститься в прорубь. А после погружения, глядишь, и предложат переодеться и согреться в специально оборудованной будке. В общем, такое купание может пройти вполне культурно. Решившиеся окунуться ночью, например, после службы, должны быть готовы к появлению большого количества далеких от понимания духовного смысла такого купания людей, которые, однако же, ежегодно практикуют погружение в «иордань» и на приходском жаргоне зовутся «мочеными». Надо помнить, что они не всегда трезвы и не всегда могут сдержать свою праздничную радость, порой нецензурно ее выражая. Последнее обстоятельство может весьма существенно испортить светлый Праздник, поэтому стоит много раз подумать перед тем, как отправляться за ночными приключениями на иордань. По этим же причинам многие храмы отказываются сегодня от практики ночного богослужения в праздник Богоявления.
Зато храм Живоначальной Троицы в Останкине по-прежнему готов вместить в себя всех желающих помолиться на ночном богослужении и поучаствовать в Великом освящении воды Останкинского пруда, а потом погрузиться в приготовленную прихожанами «иордань». После чего согреться в специально оборудованной обогревателем палатке.
Уже несколько лет прихожане храма святого Мартина Исповедника после вечерней службы 18 января ездят на «иордань» в Мещерском пруду (Западный округ). Духовенство освящает воду в пруду, МЧС обеспечивает безопасность. На берегу устанавливают две палатки – мужскую и женскую – куда воздушными пушками нагоняют горячий воздух.
Как? Помимо традиционного погружения есть более щадящие варианты получения праздничной радости. Духовенство храма Рождества Богородицы в Крылатском после ночной службы, которая заканчивается в 3.30 утра, традиционно освящает воду в близлежащем источнике, после чего участники обливаются водой из припасенных на этот случай ведер.
И, конечно, вопрос зачем? Чего мы ждем от погружения в купель? С одной стороны, с верой погружаясь в освященную воду, мы ждем исцеления своих немощей. И по вере своей их получаем. С другой – крещенское купание в проруби никогда не было частью праздничного чинопоследования. Это добрая народная традиция, не продолжив которую, христианин не лишит себя радости Праздника. Полнота – в величественных текстах Богоявления, в принятии Крещенской воды и кроплении ею. Такая радость доступна каждому в эти праздничные дни.