Кшиштоф Занусси - о мире и времени
В Европе возможен ренессанс христианства, считает Кшиштоф Занусси: «Христианство не исчерпало себя, оно имеет огромные силы, огромную динамику». И хотя сегодня христиан в Европе стало мало, важно даже не число, важно качество, «то, как мы верим». Вера многих сегодня поверхностна, но встречаются люди с подлинно глубокой верой. То, что двенадцать человек смогли распространить Слово Божие по всему миру, подтверждает, что не в числе дело, а в качестве веры. И в атмосфере оскудения веры вполне возможен новый ее расцвет.
Конечно, сегодня христианину трудно открыто исповедовать свою веру, потому что политкорректность требует никого не обидеть, а толерантность призывает ни с кем не ругаться, и перед этим фактом все равны. И хотя все ругают толерантность, Занусси считает, что и она имеет право на существование. Его мнение на этот счет отражает русская пословица «Худой мир лучше доброй войны», правда, «худой мир» - толерантность, по выражению режиссера, - это «серая сфера», в которой нет места разграничению добра и зла. Толерантность сама по себе не плоха, но любовь выше толерантности. Занусси вдруг обратился к неожиданному примеру. Он рассказал о своих девяти собаках-лабрадорах, которые реализуют инстинкты, охотясь на птиц. «С помощью палки я добился того, чтобы мои собаки стали толерантны к птицам, но как добиться того, чтобы они птиц полюбили, я не знаю». Такие «живые» примеры вполне в духе пана Занусси, любящего подобные безобидные «провокации».
На вопрос о том, сильно ли изменилось мышление современного человека в связи с переходом на цифровую технику и распространением информационных технологий, Занусси ответил, что молодежь, с которой он много общается во время мастер-классов, утратила умение видеть аналогии в процессах. Он считает, что современная «облегченная» комфортом жизнь может стать губительной для творческого начала в человеке. Перед художником теперь не встает трудный выбор, который претворяется впоследствии в опыт и дает стимул к творчеству. «Вы не представляете, - говорит своим студентам профессор, - как много людей хотят делать кино, и как мало людей хотят его смотреть». Личный опыт – основа творчества, но сегодняшняя киноиндустрия насквозь пропитана конформизмом. «Она не чувствует своей миссии, а только подслушивает и делает то, что люди купят». Но зритель, как правило, не знает, что ему нужно, и здесь продюсер, как мудрый педагог, может развивать вкус своего зрителя. «Мы не могли требовать Феллини или Тарковского, мы их не знали». Сегодня, чтобы сказать какое-то новое слово, нужно много отваги. А то, что идет по телевизору сейчас, - глупое искусство, оно «ничему не учит». Это как плохое питание – есть огромная возможность «отравления» души.
По поводу современного искусства и, в частности, постмодернизма, Занусси выразился довольно однозначно: постмодернизм он не приемлет, в этом он консервативен. «Чувство вины освобождает человека, - рассуждал он, - а если мы говорим, как учит постомодернизм, что греха нет и вины нет, потому что нет добра и зла, мы остаемся на том же уровне, на котором были, не можем приблизиться к катарсису, к очищению… Вина постмодернизма в том, что он учит нас согласиться с тем, что мы можем быть такие, какие есть, и что мы не должны быть лучше. А я все же надеюсь, что все мы можем развиваться и у всех нас есть шанс сделать шаг вперед». Языком искусства, как считает режиссер, можно разбудить совесть, но проблема в том, что сегодня искусство, как правило, ничего не выражает. И даже больше: сегодня многие отрицают добро и выглядят при этом мудрее тех, кто считает, что в современном мире возможно существование добра, честности и порядочности. «Кто так говорит – звучит наивно, как будто он еще не знал правды, а тот, кто говорит, что все зло, он уже знает правду. С такой «правдой» жить невозможно, и надо просто кончать с собой».
Сейчас Занусси работает над новой картиной, которая называет «ReVisit», то есть «Повторный визит». Для съемок этой картины он пригласил актеров, которых снимал 30-40 лет назад. Он хотел бы показать, что происходило с его героями за эти годы. Отрывки из этой картины были показаны гостям.
Стремление к новым горизонтам выражается у пана Кшиштофа порой в необычных опытах. Занусси признался, что сейчас пробует себя в роли ведущего концертов симфонической музыки. Он объяснил это тем, что смена рода занятий дает ощущение, что ты еще молод. «Человек всегда надеется, что сделает что-то лучше. Что я добьюсь того, чего еще не добился: сниму такую сцену, какую еще никто не снял, и она будет лучше всех тех сцен, которые я снимал до сих пор. Пока есть такая надежда, я еще готов работать, а потом придет такой момент, когда надо дать место молодым».
Кшиштоф Ежи Занусси (род.1939) - выдающийся деятель мирового кинематографа, автор сценария и режиссер сорока игровых и ряда документальных фильмов, лауреат премий международных кинофестивалей (Канн, Локарно, Венеция, Чикаго). Первый полнометражный фильм - "Структура кристалла" 1969 года - сразу же закрепил за режиссером славу холодного рационалиста, бесстрастного исследователя нравов современной польской интеллигенции, склонного к постановке самых сложных экзистенциальных проблем. Занусси считается одним из самых работоспособных режиссеров польского кино, он ежегодно снимает одну-две картины. Однако кинематографом сфера его интересов не ограничивается. Занусси дает мастер-классы в разных странах, среди которых США, Китай и Россия. В России пан Кшиштоф - частый гость. Он является почетным доктором ВГИКа, часто приглашает к сотрудничеству российских актеров (к примеру, в его картине 2005 года "Персона нон грата" одну из главных ролей сыграл Никита Михалков). На счету Занусси - несколько театральных постановок в России (МХТ, Новосибирский драматический театр, РАМТ). Автор нескольких сборников телекиносценариев (частично совместно с Э. Жебровским), книг «Беседы о любительском кино» (1978) и «Пора умирать» (1997). Лауреат «Премио Давид Эуропео» (Италия) за творчество в целом. Художественный руководитель творческого объединения «Тор» с 1980 года, вице-председатель Союза польских кинематографистов (1974—1983). Физик по образованию, Занусси считает, что у ученого и художника много общего: "Науку и искусство объединяет чувство тайны. Верующий человек называет эту тайну "Бог"".