Освящение Атлантического океана
Дорогая редакция! Прилагаю несколько фото с крещенского освящения воды на берегу Атлантики, которое совершалось на острове Гран Канариа через несколько часов после праздничной Литургии в Мадриде. Чин освящения пришлось совершать за два дня пять раз, и каждый раз что-то говорить к народу Божьему. Прилагаю на Ваш суд несколько "крещенских тезисов", зафиксированных на iPad'e в самолете по дороге домой, несмотря на турбулентность.
Рождество Спасителя и Богоявление отделяют в истории несколько десятков лет, в Евангелии - несколько страниц, в церковном календаре - меньше двух недель. И если Вифлеемскую пещеру легко представить себе пасторальной идиллией (пастухи, ослики), то на Иордане мы видим Спасителя среди людей, не совсем обычных. Это не религиозная верхушка - напротив, конфликт с ней приведет Спасителя на крест. Это люди, которые ответили на призыв Иоанна Предтечи к покаянию - призыв, с которого начинает свою проповедь и сам Христос. С этого момента, на протяжении всего Евангельского повествования, и на протяжении всей истории человечества, Спаситель являет свое присутствие не среди тех, кто наслаждается своей благополучной - неважно, религиозной или безбожной -жизнью, но среди тех, кто, "духовной жаждою томим", ощущает нужду в обновлении своей жизни. В этом отношении, совершенно неважно кто ты - верующий или нет, христианин или мусульманин, православный или атеист.
Люди, добившиеся относительного совершенства в исполнении внешних законов и религиозных обрядов, впадают в состояние блаженного самоудовлетворения особенно легко, но там, где оно начинается, заканчивается христианство. Вспоминая притчу о мытаре и фарисее, приходится признать, что современных христиан всех юрисдикций гораздо легче узнать во втором персонаже. Осторожно, двери Царства закрываются.
***
В истории первым и основным ответом на призыв к покаянию было принятие Крещения. Грех ощущался как неизлечимая болезнь, от которой нельзя освободиться никакой "этикой", "идеями" или "принципами". От неизлечимой болезни можно освободиться только через смерть. Крещение и было этой смертью, со-умиранием со Христом. Не случайно молитва, которую мы читаем над водой в день Богоявления, почти полностью повторяет молитву священника, освящающего воду при совершении Таинстве Крещения. Таким образом, праздник Богоявления для нас - не только воспоминание о Евангельской истории. Это воспоминание и осмысление нашего собственного Крещения. Задумываются ли об этом те, кто приходит в храм лишь за крещенской водой, или те, для кого погружение в январской проруби – лишь традиционная зимняя забава, вместе с водкой, селедкой, и прочими маленькими радостями русской зимы? Почему же Крещение, которое одинаково совершалось над всеми нами, принесло такие разные плоды? Почему для одних оно стало перерождением и переосмыслением жизни, и соделало их членами вечной Христовой семьи, другие же так и остались чужими Богу и друг другу, лишь привычно бормоча невнятные слова о "Боге в душе"? Неужели мы так глупы, веря, что Крещенская вода, подобно волшебному раствору, изменит нашу жизнь к лучшему, без нашего личного душевного труда?
***
То, что совершилось на Иордане, повторяется каждый раз, когда священник призывает благодать Святого Духа на воды, ожидающие погружения будущего христианина. Отверзаются небеса. Да, мы живем обычной жизнью, каждодневными заботами. Но мы уже знаем, что такое небо – «настоящее небо, от которого это - только малая часть». Наша вера не сводится к исполнению законов и правил; это опыт Неба на земле. А тем, что мы выходим в эти дни из храмов на озера, моря и реки, на берег океана, мы выражаем нашу веру в то, что Бог живет не только в храме. Погружением в замутненные грехом иорданские воды Спаситель, невидимо и неприметно, освящает весь мир. Впрочем, то что кажется столь грандиозным событием, на деле было не таким уж и заметным. Величественный образ фигуры, вырастающей из солнечной дымки, который изобразил художник Иванов на монументальном полотне "Явление Христа народу", не дает полноту образа. Был ли кто из вас на Иордане? Когда пророк Елисей отправляет прокаженного сирийца Неемана совершить омовение в Иордане, тот обижается. «Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских?» (4 Цар. 5.12). Что, нельзя найти реку поприличнее? Есть ведь Волга, Сена, Темза, наконец. И сейчас паломнику, приходящему на Иордан, приходится преодолеть брезгливость, погружаясь в зеленоватые воды («filthy little river», как говорил мой оксфордский преподаватель), и ощущая прикосновение к телу гладких сомов и скользких выдр, обильно населяющих священную реку. Но «рабское снисхождение», отсутствие всякого стремления к эффектности, столь характерного для нас, всегда сопровождает Христа в Евангелии. «Сообразен быв телу смирения нашего, да нас сообразны сотворит образу славы Своея». (Литургия св. Василия Великого). Празднуя Богоявление, мы празднуем собственное перерождение, радуемся о том, что ничем не гнушается наш Бог, чтобы Его дом стал нашим.
***
С праздником!