Пименовские чтения в Саратове: неформальный диалог
Девять лет развития
История Чтений началась девять лет назад, когда группа единомышленников обратилась с инициативой их устройства к митрополиту Саратовскому Лонгину, тогда еще епископу. Было получено благословение на их проведение, организацией занялась Саратовская епархия вместе с вузами города, учреждениями культуры. Пименовскими эти чтения были названы в честь архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) (†1993), который несколько десятилетий управлял епархией и оказывал большое влияние не только на свою паству, но и на людей нецерковных, которых сейчас принято назвать «сочувствующими». И потому сроки проведения форума всегда совпадают с днем памяти архипастыря – с 10 декабря.
За годы своего существования Пименовские чтения стали самым масштабным научным форумом в регионе. Вот как о них рассказывает Михаил Олегович Орлов, заместитель Отдела религиозного образования и катехизации Саратовской митрополии и декан философского факультета Саратовского государственного университета:
- Формат чтений - достаточно стандартный, он традиционно используется для объединения людей науки, культуры, искусства. В случае Пименовских чтений объединяющим стержнем стала идея диалога науки и религии — ведь Владыка Пимен был образцом человека, который показал, что между наукой, культурой и религией есть множество точек соприкосновения и что они находятся в одном поле, основанием и вершиной которого является православная культура.
Пименовские чтения – это не только способ выразить свои мысли, поделиться научными изысканиями, но и площадка для неформального общения, знакомства, поле для сотрудничества. Например, несколько лет подряд на культурологической секции Чтений делались доклады, посвященные протоиерею Гавриилу Чернышевскому, отцу небезызвестного Николая Чернышевского, самым тесным образом связанного с Саратовом. Эти выступления стали основой для целой диссертации.
Вообще, Чтения выросли очень серьезно: в первые годы их проведения докладчики четко делились по трем направлениям - философско-богословскому, историческому, филологическому. Сегодня Пименовские чтения – это одиннадцать секций. По словам Михаила Орлова, проблематикой православных Чтений в последние годы активно интересуются ученые-естественники (медики, физики), появилось еще одно новое направление — вопросы политики, права, экономики. Большое внимание на Чтениях уделяется вопросам православного образования – есть специальная секция, на которой педагоги саратовских школ обмениваются опытом в этой области. «Это можно рассматривать как свидетельство смены парадигмы», - утверждает декан философского факультета.
Слушателями и участниками Пименовских чтений в этом году стало несколько сотен человек. К слову, о том, насколько велик интерес к форуму, свидетельствует и то, что сборники, которые издаются «по его мотивам», становятся год от года все толще – издателям приходится вести тщательную работу, отсеивая некоторые доклады. Но и исключения эти – вынужденная мера практического характера, иначе сборники рискуют превратиться в многотомные издания.
В мире веры нет преград
Любой научный форум строится по своим академическим законам, открываясь пленарным заседанием. IX Пименовские чтения не стали исключением. Ежегодно организаторы мероприятия старались приглашать к выступлению на пленарке авторитетных людей: Саратов за прошедшие девять лет увидел протоиерея Максима Козлова, протоиерея Владимира Вигилянского, Олесю Николаеву, протодиакона Андрея Кураева, Александра Дворкина, Алексея Осипова и многих других авторитетных пастырей Церкви, богословов, ученых и деятелей культуры. В этом году в качестве приглашенных гостей на Пименовских чтениях выступили протоиерей Кирилл Копейкин, председатель Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат богословия, и Николай Константинович Гаврюшин, профессор философии Московской духовной школы.
Доклады предваряло приветственное слово митрополита Саратовского Лонгина, который очертил круг проблем, обсуждаемых на Чтениях. Лейтмотивом и своеобразным эпиграфом к работе форума стали слова архипастыря о взаимоотношениях Церкви и интеллигенции:
- Трудности в наших взаимоотношениях, действительно, бывают. Во многом они обусловлены исторически: на рубеже XIX-ХХ веков русская интеллигенция много поспособствовала свержению государственного строя, видя в числе своих первых врагов, в том числе, и Православную Церковь. Жаль, что этот горький исторический урок, как мне кажется, остается неусвоенным до конца и по сей день. Однако между понятиями «интеллигенция» и «Церковь» нет и никогда не было неразделимых преград. Совсем наоборот. Глубочайший русский философ Алексей Федорович Лосев, находившийся в тайном монашеском постриге (монах Андроник) во многих своих работах говорил о том, что такое интеллигентность, и что ею не является. Он дал много определений, но самым важным и в то же время самым простым считал такое: «Интеллигентен тот, кто… всегда целесообразно трудится, но он всегда настолько прост душой, что даже не чувствует своего превосходства над людьми неинтеллигентными».
Эту простоту души, о которой говорил Алексей Лосев, явили все выступавшие на пленарном заседании, сумевшие «держать зал» на протяжении трех часов, пока оно длилось. Каждое выступление запомнилось чем-то особенным, было непохожим на другие. Хотя определенные переклички, еще раз доказывающие диалогичность Чтений, были.
Так, протоиерей Кирилл Копейкин сделал доклад на тему «Религия в век науки». Он описал уникальную ситуацию, в которой, по его мнению, оказалась религия в XXI столетии. Казалось бы, в век Интернета и клонирования живых организмов в богословском объяснении устройства мироздания нет нужды – человеческая жизнь становится все более комфортной, описания процессов жизни все более и более уточняются. Однако во всем мире наблюдается рост религиозности в самых разных ее проявлениях. Наука и богословие снова начинают нуждаться друг в друге и могут обогатить друг друга, соотнося на новом уровне научную картину мира и Священное Писание.
По мысли отца Кирилла, у людей науки возникает потребность расширить картину мира. Она описана довольно сухим, математическим языком, лишена личностного, психологического начала. А личность может прийти в науку только из богословия, то есть оттуда, откуда это понятие и появилось в мировой культуре.
Как раз о концепции личности в православном богословии рассказал протоиерей Димитрий Полохов, проректор по научно-богословской работе Саратовской православной духовной семинарии. Рассуждая о воззрениях христианских мыслителей на личность человека, отец Димитрий подытожил свое выступление словами о том, что уникальные характеристики человеческой личности раскрываются именно в состоянии любви, о которой написан весь Новый Завет.
О науке и религии шел разговор и во время доклада профессора Николая Константиновича Гаврюшина, который взглянул на проблему их взаимодействия с философской точки зрения. По его мнению, идеал соединения науки и религии во многом не отрефлексирован, и наука сама по себе много не может. Современная наука и «космос Эйнштейна» не дали никому никакого мировоззрения – людям, с их потребностями, по большому счету, все равно: вращается ли Земля вокруг Солнца или наоборот. По сути, личность живет в «космосе Птолемея», если смотреть на науку и ее отдаленность от человека. Человека не очень волнует, покоится ли мир на трех китах или нет, – это сфера чисто теоретического. Значение имеет, по слову Николая Константиновича, ответ на вопросы о том, как следует правильно жить и что следует для этого делать. Другими словами, научное невежество народа, на самом деле, не затмевает света чисто нравственного, который увидеть можно, только войдя в сферу религиозного, практического.
Интересными с точки зрения современной жизни Церкви и актуальных ее проблем были и доклады историков – секретаря Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры Александра Игоревича Мраморнова, который рассказал о судьбе архивов, связанных с историей Саратовской епархии, и священника Максима Плякина, секретаря епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, поведавшего присутствующим о чествовании саратовских новомучеников.
На следующий день, 10 декабря, состоялись секционные заседания Пименовских чтений. Около 120 докладов на самые разные темы, связанные с православной культурой, нашли своих слушателей. Диалог состоялся.
Вместо послесловия
Кроме научного форума, в Саратове и по-другому вспоминают архиепископа Саратовского и Вольского Пимена. Он был большой знаток и любитель музыки – в память об этом в день открытия Чтений состоялся концерт духовной музыки, в котором по традиции принимали участие совершенно разные коллективы Саратова – как церковные, так и светские.
Кроме того, 12 декабря состоится презентация второго тома дневников владыки. Архиепископ Пимен на протяжении всей жизни делал заметки о том, что происходило вокруг него и в Церкви. Дневники владыки поистине можно назвать бесценным памятником минувшей эпохи, однако при этом они могут быть интересны не только историкам и биографам архипастыря.
Фотографии Дениса Каменщикова