К закрытию Рождественского фестиваля духовной музыки
Насыщенную программу фестиваля, призванную, по замыслу его организаторов, «приобщить светскую публику к многовековым традициям христианской музыкальной культуры», составляли выступления шести выдающихся хоровых коллективов России и мира. Это мужской хор Московского Сретенского монастыря, Академии хорового искусства имени Попова, а также возрожденный год назад Московский Синодальный хор под руководством Алексея Пузакова. И, впервые выступавшие в России, Хор Первопрестольного Святого Эчмиадзина из Армении, Хор «Святой Стефан Дечанский» собора Трех Апостолов из Сербии и всемирно известный Хор Вестминстерского аббатства из Великобритании. Прошедший же 23 января заключительный концерт стал настоящей кульминацией всего Рождественского фестиваля, наиболее ярко выразивший заявленную идею - творческого взаимопонимания и сотрудничества представителей разных конфессий в пространстве европейской духовной культуры. Этому посылу было посвящено открывшее концерт вступительное слово митрополита Иллариона (Алфеева) перед наполненным Светлановским залом Дома музыки, который отметил: «Псалтирь – это универсальная книга молитв, по которой люди молятся на протяжении уже почти трех тысяч лет, и каждый человек в этой книге находит для себя источник вдохновения. Многие композиторы обращались к текстам псалмов для того, чтобы передать посредством звуков те чувства, которые испытывает человек, когда обращается в молитве к Богу».
И в соответствии с этим, в исполнении Национального филармонического оркестра и Хора Академии хорового искусства прозвучали несколько духовных произведений, написанных для разных конфессий, на библейские тексты на древнееврейском, латинском и церковнославянском языках. В первом отделении была исполнена «Симфония псалмов» русского православного композитора - эмигранта Игоря Стравинского, которая была написана в 1930 году, в честь 50-летия Бостонского оркестра, на латинский текст избранных псалмов католической Библии - «Вульгаты». Во втором отделении прозвучали «Чичестерские псалмы» Леонарда Бернстайна - американского композитора, иудея, из еврейской эмигрировавшей из России семьи, которое было написано в 1965 году для фестиваля англиканской церкви, проходящего в Кафедральном Соборе города Чичестер, причем на избранные тексты Псалтири на древнееврейском языке.
Вслед за произведениями Стравинского и Бернстайна, и в первом и во втором отделении были исполнены два сочинения самого митрополита Илариона (Алфеева): симфония «Песнь восхождения» и фрагменты «Рождественской оратории», ставшие ярким завершением всего фестиваля. Эти произведения также основаны на библейских и богослужебных текстах, но на церковнославянском языке: в основу «Песни восхождения» положен текст семи последних псалмов Псалтири; в основу «Рождественской оратории» - православные богослужебные тексты, посвященные трем великим христианским праздникам - Благовещения, Рождества и Сретения Господня. Сочинения митрополита Илариона отличались инструментальной насыщенностью, особенно заметной на фоне популярного ныне минимализма: для их исполнения был задействован внушительный хоровой состав - с мужской, женской и детской хоровыми группами, и инструментальный состав - со струнными, медными духовыми, деревянными духовыми, ударными и прочими инструментами. В звучании его произведений слышалось явное тяготение к классической гармонии, что было особенно заметно на фоне прозвучавших до этого весьма экспрессивной и авангардной музыки Стравинского и Бернстайна. Причем, как можно проследить, именно классицизм свойственен композиторской манере митрополита Илариона в целом. Не случайно, согласно высказываниям митрополита Илариона на эту тему, музыкальному романтизму и экспрессионизму он предпочитает Иоганна Себастьяна Баха. И, наконец, хочется отметить свойственное для произведений митрополита Илариона содержательное драматургическое развитие, когда за время его звучания языком музыки выстраивается и описывается духовный путь. Путь из бездны, глубины одиночества и отчаяния – к обретению веры, ликованию и восхвалению Бога, чем и завершились исполненные на концерте «Песнь восхождения» и «Рождественская оратория».
Как не раз в своих выступлениях отмечал митрополит Иларион, музыка – это универсальный язык, который может выразить многое из того, что невозможно выразить словами. Поэтому, духовная музыка, основанная на религиозных текстах – это, по его словам, «богословие в звуке»; сочинение, «обращенное изнутри храма к тем, кто находится вне храма», смысл которого - поделиться с людьми, далекими от Церкви, своей верой, религиозными чувствами и переживаниями. Что в эти январские дни 2011 года, благодаря митрополиту Иллариону и маэстро Владимиру Спивакову, и могли почувствовать на себе светские слушатели, заполнявшие Светлановский зал во время Первого Рождественского фестиваля духовной музыки. И очень хочется надеется, что его проведение станет ежегодной рождественской традицией.