На перекрестке культуры и политики: Нотр-Дам в Реймсе
Так сложилось, что собор Нотр-Дам в Реймсе, что в 129 км к северо-востоку от Парижа, на протяжении почти всей своей истории был тесно связан не только с культурной, но и с политической жизнью Франции. Реймс, основанный еще древними римлянами, первый свой храм увидел в V веке на месте галло-римских терм (вообще, остатки античного присутствия - как, например, Марсовы врата - продолжали и продолжают существовать здесь наряду с новой культурой). Вскоре, с 24 на 25 декабря 498 г. в баптистерии рядом с собором был крещен первый король франкского королевства Хлодвиг. Затем, в IX в., здесь прошла коронация Людовика Благочестивого, сына знаменитого Карла Великого. И вплоть до начала века XIX в Реймсском соборе проходили коронации всех французских императоров.
Однако за несколько столетий собор не раз подвергался серьезным испытаниям. Так, в начале XII в., после серьезного пожара, его пришлось отстраивать заново (тогда, в 1211-1275 гг., и появилась знаменитая «нынешняя» постройка). В конце XV в. вновь пожар, после которого храм так и не был до конца восстановлен. Затем пришла Французская революция, которая, правда, стала не столь разрушительной для собора, как Первая мировая война, когда после бомбардировки собор превратился едва ли не в руину. После долгой реставрации многострадальный памятник открылся в 1938 г. - так что в следующем году будет 70 лет «со дня нового рождения» уникального средневекового сооружения.
Родившаяся во Франции готика сделала свет (как символ Божественного присутствия) и устремленное ввысь, в небеса, пространство главными словами своего языка. И если поначалу, в XII столетии, высота внутреннего храмового пространства пока была не столь значительна, а пропускавшие свет окна не столь велики, то так называемая «высокая готика» века XIII усовершенствовала и то, и другое.
Отныне собор - и это видно в Нотр-Дам в Реймсе - являет собой стремительный духовный порыв к Богу, отраженный в камне. На архитектуру большое влияние оказала схоластика (расцвет которой, к тому же, как раз пришелся на новый век). Она желала наряду с верой задействовать и разум, все вместе сведя к четкой, логичной системе. Готический собор, как модель мира, также стремится к простоте и наглядности, что доказывали бы стройность и совершенство Божественного миропорядка. Подчеркивающие движение вверх тонкие колонки в Реймсском соборе поставлены строго одна над другой, поэтому вертикаль не только нигде не прерывается, но еще и дополнительно
таким образом акцентируется. В архитектурной системе миропорядка любая вертикаль должна гармонично сосуществовать с горизонталью: и тогда ярус больших арок нефа, второй ярус маленьких арочек (трифория) и, наконец, ярус почти что растворивших в себе стену окон - все эти горизонтали в «точке пересечения» с вертикалями опор ставят на них отметки-«насечки». Это значит, что в мире, как в хорошей таблице, любому элементу найдено ясное и гармоничное соответствие. Подобное соответствие в зрелой готике достигнуто между внутренним и внешним пространством храма: когда деление западного фасада тремя порталами точно соответствует трем нефам в интерьере.
Реймсский собор - важный этап на пути одухотворения каменной массы тела собора. Камень стремятся лишить (хотя бы зрительно) его тяжести. Так, высота нефа здесь вырастает до 38 м (и это еще не предел для готики), такие элементы, как арки и колонки, становятся выше и уже, - все эти бесчисленные, указывающие на Град Небесный «стрелки» стрельчатых арок становятся еще энергичнее в выражении одухотворенности.
Жажду дематериализации подчеркивают окна, которых в Реймсе много и которые здесь действительно почти заменяют стену: витражные стекла вместо каменной кладки под сводами нефа, но витражи помещаются (новшество именно Реймса) даже в порталы западного фасада. Наконец, зрелая готика XIII века привила архитектуре любовь к многочисленным деталям, превращающим камень в кружево. Необыкновенно вытянутые окна западного фасада Реймсского храма (тоже пронизанные светом и, следовательно, нейтрализующие тяжесть камня) становятся подобны натянутой тетиве стрел; вся поверхность собора испещрена вимпергами (острыми треугольными щипцами[2]), стрельчатыми и прихотливыми трехлопастными арками, напряженными нитями-колонками и каменными завитками-листьями краббов. Последние покрывают даже контрфорсы[3] (они снаружи принимают на себя основную тяжесть опор интерьера), т. е. наиболее нагруженные элементы, словно стремятся уверить всех в том, что им не тяжело нести свою ношу. Вероятно, такую архитектуру можно не только связать с великолепием дома Господня на земле, но и сравнить с человеческой душой, поднимающейся сквозь невзгоды и препятствия.
Помимо своих архитектурных особенностей Нотр-Дам в Реймсе - это еще и самый «населенный» готический храм. Исследователи насчитывают в нем 2303 статуи. И среди отличительных черт этого памятника нужно назвать ангелов в башенках (табернаклях), стоящих на контрфорсах по периметру собора. Они - вечные и бессменные небесные стражи, охраняющие собор. Кроме того, важно, что и в системе декорации готика стремилась к предельной четкости - так с помощью скульптуры и витража не умеющему читать прихожанину рассказывалось о священных событиях. Скажем, если на западном фасаде в центральной розе расположен витраж с «Успением» Марии, то над ним логично поместить «Коронование Богоматери» (скульптурное), и если с одной стороны от «Коронования» находится «Распятие», то с другой будет «Страшный Суд». События христианской истории выстраиваются таким образом, чтобы их можно было не только прочитать и понять их символическое значение.
Нотр-Дам в Реймсе - один из основополагающих камней в фундаменте готической архитектуры, стремящейся к предельной ясности и к предельной же одухотворенности. Хотелось бы верить, что защита ЮНЕСКО спасет этот памятник от новых перипетий. Памятник, в котором духовное «горение» сходящей на нет каменной массы повергалось в огонь пожара и который память истории не спасла от страшных политических разборок 1914 г.
[1] Принято выделять три этапа развития готической архитектуры: ранняя (XII век), высокая (XIII век) и поздняя готика (XIV-XV, а в отдельных случаях и XVI век).
[2] Щипец - верхняя часть стены здания, ограниченная двумя скатами крыши.
[3] Контрфорс (от франц. contre-force - противодействующая сила) - поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию здания (преимущественно стену с наружной стороны постройки).