Теракты в Ираке и Египте: межрелигиозный конфликт или политика?

Пресс-конференция, посвященная терактам против христиан в Ираке и Египте прошла 27 января в РИА «Новости». Собравшиеся пытались понять, что является причиной акций: межрелигиозные конфликты или политические интересы.
Поводом для пресс-конференции стали трагические события, в Александрии (Египет) и Багдаде (Ирак) 30 и 31 декабря, минувшего года, в результате которых погибло и ранено большое число мирных жителей-христиан. Конечно, в разговоре был затронут и теракт в Аэропорту «Домодедово» 24 января.

Большинство участников пресс-конфренции не склонны трактовать теракты в религиозном ключе. Скорее, они видят их политическими акциями. В том, что подобные акции чаще всего интерпретируются как религиозное противостояние, выступающие видят «заслугу» журналистов, которых они призывают быть более корректными.

Так депутат Государственной думы Семен Багдасаров кратко охарактеризовал положение христиан Ближнем Востоке. Страны, где христиане притесняются властями – это Эритрея и Пакистан. Положение в других странах значительно лучше. Так в Иране традиционные для страны христианские церкви (Армянская Апостольская и Ассирийско-несторианская) имеют квоты в парламенте, их праздники являются государственными, они пользуются авторитетом. В Египте власть поддерживает коптские общины. Багдасаров считает, что «нельзя сравнивать ситуации в Ираке и Египте». По его словам, иракское общество сейчас «взломано», и причина тому – политика США в отношении страны. «При Хусейне в стране было 5 % христиан, и они нормально функционировали, - говорит Багдасаров. – Сейчас ситуация в стране такова, что христиане уезжают из страны, это очень трагично, особенно для ассирийцев, которые являются там коренным населением». В Египте же «проблемы исходят не от государства, а от широкой базы псевдомусульманских  террористических организаций». Для решения проблемы терроризма, в том числе и в России, по словам депутата, требуется комплексный подход: экономический, идеологический и силовой. Но даже при этом «через год-два проблема не исчезнет». Депутат скептически относится к государственной идее поддержки традиционного ислама как к средству профилактики экстремизма, так как определить, где кончается умеренный ислам и начинаются радикальные течения – очень трудно. По словам политика «запущенную» российскую ситуацию мог бы исправить лишь ряд жестких антиэкстремистских мер. Пример предлагается брать с Китая, где власть «жесточайше подавила» сепаратизм или с европейских стран и США, которы успешно борются с террором. Багдасаров говорил и о возможности широко использовать в контртеррористической пропаганде фетвы авторитетных мусульманских авторов, которые осуждают терроризм.

Председатель Региональной национально-культурной автономии Ассирийцев, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Иосиф Зая считает, что «пресса поступает некорректно, когда пытается педалировать межрелигиозные отношения» Он также уверен, что «везде теракты совершаются в политических целях». Главным он считает не религиозный, а этнический конфликт. «Нелепо говорить о христианах в Египте и Ираке. Мы имеем этническую идентичность, и замалчивание этого – шаг в сторону дальнейшего педалирования противоречий», заявил он. На положение ассирийцев в Ираке, по словам Заи, очень влияют внешние политичские силы (США), и влияние это не благотворно: «после ввода американских войск от 1 миллиона ассирийцев осталось примерно 200 тысяч. Большая часть этих ассирийцев прозябает в лагерях для беженцев в соседних странах». Иосиф Зая выразил несогласие с проектом конституции Ирака, содржащим идею «христианской автономии». Он считает, что необходимо этническое самоуправление («ассирийцы имеют право на самоуправление в тех местах, где сохранилось их компактное проживание»). То же касается Армении и Грузии: «Пусть СМИ не забывают, что у этих христиан есть ассирийская национальность». В связи с этим Иосиф Зая предлагает «организовать мониторинг соблюдения прав этнических меньшинств».

Тем не менее, ведущий научный сотрудник ИВ РАН Владимир Беляков, специалист по Египту, уверен, что ситуацию в Египте надо трактовать в религиозном ключе: «Многие мусульмане воспринимают коптов через дихотомию «свой-чужой». Это идет как от недостатка образования, так и от нерешенности политического представительства христиан». При этом этничски копты не отличаются от мусульман, это «две части одного народа».  «Специально защищать коптов в Египте не надо, - резюмировал он, - но сделать так, чтобы их правовой статус был равноправен мусульманскому, необходимо».

Председатель Ассоциации арабских диаспор в Москве Хасан Нассер Алла, как и предыдущие ораторы, подчеркнул, что теракты на Ближнем Востоке и в Домодедово – «прежде всего политические акции». При этом проблемы Ирака и Египта – это только часть проблемы Ближнего Востока.

 

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале