Жизнелюбие - православный гедонизм?
Я очень жизнелюбивый человек. Но я не живу принципом «взять от жизни все». Для меня, как православного человека, живущего духовной жизнью, понятно, что все, что в моей жизни есть, - все от Бога, и сама моя жизнь от Него и, самое главное, к Богу. Тогда этот гедонистический принцип не становится для меня самоцелью, и я отношусь ко всему, что в моей жизни есть, так же, как я отношусь к аромату цветка.
Я захожу в комнату, где расцвел какой-то цветок, я вдохнул его аромат, почувствовал какой-то оттенок нового запаха, почувствовал разницу между тем, где я был до этого и где нахожусь сейчас, и это позволило мне сказать: «Господи! Все Своей Премудростию Ты сотворил!» Но говорить о том, что я живу этим наслаждением или ищу подобных цветков, было бы неправильно. Все это становится утешением или открытием в моем жизненном пути, но это не становится самоцелью. Мы живем не для того, чтобы постоянно быть ублаженными, но мы живем для того, чтобы стремиться к блаженству. Ведь заповеди блаженства говорят нам не о том, что ты уже сейчас становишься блаженным, и все, что ты сделал, должно уже сейчас принести тебе блаженство. Заповеди говорят нам про тот самый идеал, к которому мы стремимся, к тому конечному воздаянию, как к возможности более высшего порядка духовного совершенствования, стремления к Богу, а самое главное, благодарности познания Его, а вовсе не к безыдейному блаженству, как наслаждению.
Мне было бы совершенно неинтересно жить, если бы я не узнавал, не открывал в своей жизни что-то новое. В любой области и в любом человеке. Это был бы не дар жизни. Это было бы скучной и беспросветной мукой, если бы я не понимал того, что все создано Богом и я могу это познавать или изучать. Это делает мою жизнь счастливой и радостной, конечно, я получаю удовольствие от познания.
Радостно все! Радостно помолиться в храме, радостно видеть молитву Святейшего Патриархаи быть ее участником, радостно быть в храме Христа Спасителя, радостно быть в монастырях, радостно быть в кабине самолета во время посадки, это тоже интересно, это тоже вызывает удивительные впечатления. Познание открывает огромные возможности человеческого разума, который Бог даровал нам. Радостно видеть родителей, которые крестят своих детей, счастливых матерей и отцов, которые принимают их дрожащими руками в свои объятья в крещальных пеленах от купели.
Все то, о чем я говорю, конечно, переживается с чувством благодарности Богу, а как же еще? Знаете, можно привести такой пример. Допустим, меня папа или мама сводили в какое-то удивительное, красивейшее место. И первое, что я бы сказал, выйдя из этого места: «Спасибо, мама и папа, за то, что вы показали его мне!» А уже потом я бы заинтересовался тем, кто это создал или как это сделано.
То же самое и здесь: «Господи! Спасибо Тебе, что Ты показал мне это!» А после я уже начинаю интересоваться, а как же это было сделано, устроено, в чем особенность, каков механизм этих вещей. Даже если это связано с вполне практической стороной применения этих вещей.
Еще я, как человек жизнелюбивый, очень люблю гостей. Для меня большая мука и скука, когда не с кем общаться, например, за чашкой чая, особенно когда есть желание поделиться с кем-то своими переживаниями, но нет возможности. Принять гостя для меня - значит чем-то обогатиться. Как бы это удивительно ни звучало, но для меня гость - это человек, который приносит, а не человек, который становится в тягость, который чего-то лишает. Он приносит в мою жизнь новые переживания, приносит в мою жизнь новые мысли, новый ритм, новое ощущение вещей, которые мне кажутся совершенно обыденными.
Представьте, что вы идете со своим гостем по дому и в углу дома висит картина, мимо который вы много лет проходили, не обращая внимания на ее приевшиеся вам за много лет детали. А он вдруг останавливается и говорит: «Посмотрите, какая потрясающая вещь! Как удивительно изображено вот это облако, не правда ли, оно похоже на белого коня?» И вы ловите себя на мысли, что вы двадцать лет смотрели на эту картину, но впервые заметили на ней такой удивительный образ.
Любой гость, который появляется в твоей жизни, всегда замечает что-то свежим непритупленным взглядом. Это всегда помогает мне разобраться в себе, в том, что вокруг меня. В том числе и встречи, которые происходят со мной за оградой Церкви. Они позволяют мне понять, что происходит в мире, заметить те процессы, которые происходят в разных частях нашего общества. Ведь мы не должны, общаясь в одной и той же среде, успокаивать себя благостным ощущением того, что все хорошо. Есть и другие взгляды на одни и те же проблемы, порой диаметрально противоположенные, и их хотелось бы понимать и учитывать. Это помогает правильно построить отношения с людьми и верно ориентировать твое служение.
Еще я очень люблю путешествовать сам, находясь за рулем автомобиля. Иногда можно услышать от людей светских: что ж вы ездите на скоростных автомобилях, да еще и иностранного происхождения? Давайте, повторяйте подвиг своего Учителя, пересаживайтесь на ишачка, на ослика... Да, отвечаю я, а мы и повторяем! Мы укрощаем строптивую тварь, произошедшую тоже не без воли Бога, у нее целый табун под капотом, поди ее укроти!
Мне очень интересно чтение, мне очень интересно общение в глобальной сети, с новыми друзьями, с интересными людьми. Вот, наверно, мои самые основные, хотя нет, скорее это те занятия, на которые у меня остается время. Есть еще некоторые интересы, но на них, увы, не хватает времени.
Своего «Живого Журнала» я еще себе не завел, при всем моем жизнелюбии не могу пока для себя обосновать его необходимость. Не отважился пока. Я все смотрю и решаю, нужен ли он мне. Этот журнал будет полезен моему росту или моему мнению о себе, что я могу из себя что-то представлять? Пока же я без него обхожусь совершенно счастливо и спокойно. В этой области, я скорее благодарный читатель, ведь должны же быть благодарные читатели. Иногда я даже участвую в обсуждениях интересных мне тем своими репликами. В этом плане я вполне современный человек и считаю, что можно и нужно пользоваться тем, что дает нам прогресс.