Архиерейские соборы новейшего времени
25-27 октября 1990 года, на закате существования Советского Союза, в Свято-Даниловом монастыре в Москве состоялся Архиерейский Собор. Незадолго до этого, в июле, украинские архиереи обсуждали в Киеве вопрос о возможности независимости Украинской Церкви. На октябрьском Соборе по этому вопросу было принято положительное решение.
«… благословляем через настоящую Грамоту нашу силою Всесвятого и Животворящего Духа быть отныне Православной Украинской Церкви независимой и самостоятельной в своем управлении», - сказано в Грамоте Алексия Второго, адресованной митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету.
Также на Архиерейском Соборе рассматрвиались некоторые аспекты деятельности Русской Православной Церкви Заграницей и принятый в СССР Закон о свободе совести.
«Впервые законодательный орган Советского Союза принял общесоюзный Закон по вопросам свободы совести, отвечающий основным принципам Всеобщей декларации прав человека, заключительному Акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и другим соглашениям, достигнутым государствами-участниками в ходе претворения в жизнь Хельсинкского процесса», - сказано в принятом на Соборе Определении.
Собор «с глубоким удовлетворением» отметил гарантирование законом прав граждан на определение и выражение своего отношения к религии, но также выделил и ряд положений, которые не получили отражения в законе, например, касающихся регистрации религиозных учреждений.
В 1992 году состоялось два Архиерейских Собора.
Первый прошел в 31 марта – 5 апреля.
В условиях распада СССР, становления новых государств и возникающих при этом конфликтах Церковь сочла необходимым высказаться по этому вопросу.
«… нас печалит, что становление национальной государственности осложняется внутриполитическими и межнациональными конфликтами, приводящими порой к пролитию крови. Мы оплакиваем погибших в этих столкновениях и молимся об их блаженном упокоении. Мы молимся, да не попустит Господь, чтобы народы стали врагами, чтобы разрушилась их вековая общность», - говорилось в Обращении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «ко всем ближним и дальним».
Также был снова рассмотрен вопрос об автокефалии Украинской Церкви. Собор констатировал, что с 1990 года «внутрицерковная и межконфессиональная ситуация на Украине… не претерпела существенных положительных изменений, но грозит новыми тягостными разделениями, могущими иметь самые тяжелые последствия для судеб Украинской Православной Церкви».
Вопрос об автокефалии Украинской Церкви было решено рассмотреть на очередном поместном Соборе.
Собор канонизировал новых святых: Митрополита Киевского Владимира, митрополита Петроградского Вениамина и иже с ним: архимандрита Сергия, Юрия и Иоанна, пострадавших в Петрограде 31 июля старого стиля 1922 года, Великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару и причислил их к лику святых мучеников и святых мучениц.
К лику святых причислили угодников Божиих для общецерковного почитания местночтимых Радонежских – преподобных схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию.
Архиерейский Собор 11 июня 1992 года осуществил судебное разбирательство по делу митрополита Филарета (Денисенко), бывшего Киевского и всея Украины и вынес решение извергнуть его из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире. Основаниями для этого решения были приняты в том числе учинение раскола в Церкви, жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж. Все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, совершенные митрополитом Филаретом, были признаны «незаконными и недействительными».
Также Собор вынес решения об открытии новых епархий в Белорусском экзархате и некоторым другим вопросам.
Архиерейский Собор 29 ноября – 2 декабря 1994 года установил 9 мая «особое ежегодное поминовение усопших – воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны».
Также Собор обсудил вопросы, связанные с отношением к инославию, экуменизму и сектам, а порядком канонизации местночтимых святых и развитием православной миссии.
В отношении издательской деятельнос РПЦ, в частности, было решено создать Издательский Совет Московского Патриархата «в целях координации издательской деятельности, оценки публикуемых рукописей и представления издательских планов на утверждение Священного Синода».
В отношении развития системы религиозного образования уже тогда говорилось о необходимости включения в епархиальную систему образования православных детских садов, воскресных школ, начальных школ и гимназий, а также курсов катехизаторов.
Было вынесено Определении о необходимости создать новую систему богословского образования, определить стандарт богословского образования и обратить внимание на то, чтобы все священнослужители, преподаватели религиозных дисциплин и катехизаторы имели высшее богословское образование. При формировании церковного бюджета финансирование системы богословского образования было признано приоритетным.
Архиерейский собор 18-23 февраля 1997 года подтвердил «готовность к диалогу с Русской Зарубежной Церковью на любом уровне без предварительных условий».
Собор одобрил многочисленные визиты патриарха Алексия II в епархии РПЦ и Поместные Церкви и просил его продолжать подобные поездки.
В сфере внешних отношений обсуждалась напряженная ситуация в Эстонии, где согласие не могло быть достигнуто «без признания юридического и имущественного статуса приходов Эстонской Апостольской Православной Церкви».
Также Собор тревожила активная деятельность протестантских миссионеров в Прибалтике.
Что касается внутренней жизни Церкви, Собор вынес определение об извержении из сана архимандрита Валентина (Русанцова), архимандрита Адриана (Старину) и игумена Иоасафа (Шибаева) и лишить их всех прав, связанных с пребыванием в клире.
Также архиереи утвердили определения Синода по созданию новых Синодальных учреждений: Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, Миссионерского отдела, Издательского совета.
В отношении журналистики архиереи признали необходимым «восстановление повсеместной подписки священнослужителей и приходских библиотек на «Журнал Московской Патриархии» и другие центральные церковные периодические издания».
Одним из пунктов, рассмотренных на Соборе, стало строительство Храма Христа Спасителя. Собор постановил «Выразить признательность государственному руководству Российской Федерации, мэру и правительству города Москвы, многочисленным благотворителям и благоукрасителям храма, всем, кто вносит свою лепту и свой труд в его воссоздание»
Отношения с государством были одним из важнейших пунктов повестки дня. Собор постановил «считать весьма полезным и плодотворным сотрудничество Русской Православной Церкви с Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации, с различными министерствами и ведомствами России, со многими из которых подписаны или готовятся к подписанию совместные документы о взаимодействии».
Вместе с тем Собор предостерегал органы власти о необходимости заботы о нравственном состоянии общества и свидетельствовал об остроте проблемы абортов, наркомании, кризиса здравоохранения и других.
Участие архиереев и священнослужителей в предвыборной агитации и их членство их в политических объединениях категорически запрещалось.
Собор постановил канонизировать митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937).
Вопрос о канонизации Царской Семьи был передан для решения Поместному Собору Русской Православной Церкви.
13-16 августа 2000 года состоялся Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.
Собор принял исправленный и дополненный Устав Русской Православной Церкви с последующим утверждением его на Поместном Соборе. Синоду было поручено разработать предусмотренные Уставом Положение о церковном суде, Положение о монастырях и монашествующих и Положение о церковном имуществе.
Также были утверждены «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и приняты «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию».
Архиереи обсуждали вопросы о возвращении имущества Церкви и, в частности, направил президенты РФ Владимиру Путину письмо с просьбой содействовать решению этой проблемы.
Также от имени Архиерейского собора патриарх Алексий II направил телеграмму Главнокомандующему Военно-Морского Флота РФ адмиралу флота В.И.Куроедову, в которой выразил скорбь в связи с гибелью подводной лодки «Курск».
Собор утвердил решения Синода об образовании Бакинской, Венгерской, Единецкой, Кагульской, Сарненской, Тираспольской, Анадырской епархий.
На этом соборе был принято решение о том, назначение примерных размеров пожертвований за совершение Таинств и треб не должно иметь характера назначения «фиксированных цен». «Людям, заведомо не имеющим средств на такие пожертвования, нельзя отказывать в совершении Таинств», - было сказано в Определении.
Было признано важным развитие в каждом монастыре и приходе благотворительных, образовательных, миссионерских и молодежных структур, воскресных школ и информационных центров.
Собор утвердил постановление Синода от 19 апреля 2000 года, призвавшее к обретению канонического единства с Русской Православной Церковью всех православных верующих в диаспоре и отметил, что РПЦ «будет и впредь прилагать усилия к преодолению разделения, порожденного исторической трагедией нашего народа в минувшем веке», - решили на оборе.
Что касается с Римско-Католической Церковью, Собор «выразил озабоченность в связи с отсутствием реального прогресса в диалоге… и констатировал, что в межконфессиональной ситуации на Украине, где в результате насильственных действий греко-католиков (униатов) были захвачены православные храмы, положительных сдвигов не произошло».
Также Собор призвал руководство Римско-Католической Церкви «приложить все усилия к тому, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону не на словах, а на деле» и напомнил, что несогласие в понимании униатской проблемы, «является препятствием для дальнейшего продолжения диалога, отношение к которому следует определить через консультации с Поместными Православными Церквами».
Относительно участия РПЦ в международных межхристианских организациях, в частности, во Всемирном Совете Церквей, Собор подчеркнул, что нынешняя структура Всемирного Совета и принципы членства в нем «не удовлетворяют православных, в связи с чем особую важность приобретает работа Смешанной комиссии по диалогу между Православными Церквами и Всемирным Советом Церквей».
Относительно ситуации в Эстонии Собор не счел возможным признать автономию за церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата.
Собор подтвердил статус независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви, получившей права широкой автономии по Определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1990 году.
Архиерейский собор принял решение о канонизации святых, в частности, протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители (+1578), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847) и общецерковном прославлении преподобных Оптинских старцев.
Архиерейский собор 3-8 октября 2004 года признал действия по воссоединению с РПЦЗ «крайне важными». После завершения работы Комиссий по диалогу с РПЦЗ и двустороннего согласования подготовленных документов Собор поручил Синоду «совершить каноническое деяние, коим будет восстановлено евхаристическое общение и единство».
Также Собор обсудил вопросы, связанные с окормлением «чад нашей Церкви в ряде стран, где они страдают из-за общих экономических и социальных трудностей, а также вследствие предвзятого отношения по национальному или религиозному признаку» и обсудил ряд вопросов, касающихся отношений с другими Церквами и конфессиями. В том числе, обратился к Константинопольскому Патриархату с призывом «отказаться от необоснованных претензий на недвижимое имущество Московского Патриархата в Венгрии, в частности, на Свято-Успенский собор в Будапеште».
Собор счел необходимым развивать диалог со старообрядцами и поручил Синоду учредить при Отделе внешних церковных связей Комиссию по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.
В отношении образования Собор обратился к православным родителям с призывом «добиваться преподавания для своих детей «Основ православной культуры» в светских школах».
Также были вынесены решения относительно образования новых епархий, деятельности Издательского Совета, социального служения, развития богословского образования взаимодействия с вооруженными силами и другим вопросам. Например, Собору представлялось целесообразным «создание общецерковного дома отдыха».
Также собор составил два заявления – по вопросам демографии и о противодействии экстремизму и терроризму. В Послании президенту РФ Владимиру Путину подчеркивалось значение Церкви в ситуации, «когда страна столкнулась с целым рядом внешних и внутренних угроз, в том числе с ужасом терроризма».
Архиерейский собор канонизировал святых, в том числе праведного воина Феодора (Ушакова; 1745-1817; память 23 июля/5 августа и 2/15 октября), преподобного Пимена Угрешского (Мясникова; 1810-1880; память 17/30 августа) и блаженную Матрону Московскую (Никонову).
Также собор принял «Положение о наградах Русской Православной Церкви».
Архиерейский собор 24-29 июня 2008 года благодарил всех, кто потрудился в деле восстановления единства РПЦ и РПЦЗ. «С особой благодарностью члены Собора отметили труды почившего в Господе Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, пастырская мудрость и мирный молитвенный дух которого приблизили свершившееся воссоединение», - было сказано в Определении Собора.
Собор решительно осудил деятельность епископа Анадырского и Чукотского Диомида и принял решение извергунть его из свящегного сана «случае его отказа выполнить указания, содержащиеся в пункте 3 настоящего определения».
Собор утвердил «Положение о церковном суде» и внес некоторые поправки в «Устав РПЦ».
Архиерейский Собор обсудил ряд вопросов, касающихся внутренней жизни Церкви. В частности, признал важным начать работу по созданию современного Катехизиса Русской Православной Церкви и создать Календарную комиссию для разрешения вопросов, связанных с изданием церковных календарей и приведением их к единообразию.
Архиерейский собор канонизировал святых, в том числе святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича; 1896–1966).
Архиерейский собор 25 января 2009 года утвердил «Положение о Поместном Соборе» и одобрил процедуру избрания Поместным Собором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Также Собор определил трех кандидатов а Патриарший престол - митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Местоблюстителя Патриаршего Престола (получил 97 голосов); митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии (получил 32 голоса); митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси (получил 16 голосов).