Нил течет из Рая
Искусствовед Виталий Сусленков |
Доклад известного московского искусствоведа Виталия Сусленкова «Египетские мотивы и образ Земного Рая на напольных мозаиках в раннехристианских церквах Ближнего Востока», в котором ему удалось проследить прямую связь между египетскими и античными сюжетами и раннехристианской иконографией Райского сада, открывал первый день Лазаревских чтений, посвященный искусству Византии и Древней Руси.
Комментируя выбранную тему, Виталий Сусленков пояснил корреспонденту «ТД», что его научный интерес к данной проблематике возник совершенно случайно три года назад, когда ему как специалисту по позднеантичному и раннехристианскому искусству поступил заказ на написание путеводителя по Иордании, куда он и отправился для детального изучения местности. Так началась работа над путеводителем и книгой о мозаиках Мадабы, в ходе которой возникла масса вопросов. И первый вопрос был – почему в мозаике в церкви святого Георгия в Мадабе Нил развернут в другую сторону и течет с востока, со стороны рая. Дальше началось разглядывание мотивов и сюжетов. О существовании Нильского пейзажа говорили многие исследователи, но, по словам Виталия Егоровича, его задача состояла в том, чтобы увязать эти сюжеты с темой Святой Земли, с созданием ее новой карты. «Мне хотелось уничтожить общее мнение о том, что каждая птичка в изображении Рая должна непременно означать что-то. Тогда непонятно, что означает жираф, что означает фазан и так далее. Я понял, что на полу изображена определенная композиция, в которой есть определенный смысл, которая имеет сквозную сюжетику. Для себя я понял, что там изображено» - признался автор. В течение текущего года планируется публикация полного текста доклада В. Е. Сусленкова в Византийском Временнике, пока же мы предлагаем читателям «ТД» ознакомиться с основными тезисами его сообщения.
Египетские мотивы и образ Земного Рая на напольных мозаиках в раннехристианских церквах Ближнего Востока
Напольные мозаики раннехристианских церквей были искусством по-настоящему массовым,— в ту эпоху все храмы, кроме самых рядовых, украшались орнаментами или фигурными сценами. В искусстве Ближнего Востока уникальными сюжетами являются изображения городов Святой земли, виды Александрии и египетских городов, так называемые «нильские пейзажи» и сам Нил, в виде фигуры или речного потока, гротескные изображения детей, играющих на его берегах или в воде, сцены сельской пасторали, охоты на зверей, сюжеты со схватками животных и сцены их любовного примирения.
Ключевыми среди распространенных на Ближнем Востоке сюжетов являются изображения Нила и «нильских пейзажей» в самых разных их вариантах иконографии, которые могут восходить к античному прототипу, где Нил выделен в качестве центрального персонажа. Таким прототипом могла быть эллинистическая картина, изображающая ритуал моления божеству Нила в ожидании его разливов, с которыми было связано плодородие египетской земли и процветание и богатство Египта. Ритуал существовал в Египте с глубочайшей древности и под властью Рима, не исчез в христианскую эпоху. Сцены с рыбаками, охотами, животный и растительный мир нильских берегов и вод служит фоном, метафорически описывающим Нил как реку, дарящую жизнь, священную.
Из широкой египетской сюжетики достаточно скоро выделились фрагменты, схематично воспроизводящие животный и растительный мир Нильских берегов и вод. Условные географические виды Египта, его речных и морских пейзажей с растениями и живностью дополнились комическими сценками, участники которых — или африканские пигмеи или гротескно изображенные взрослые в сценках веселья, потасовок, поединков с хищниками. Гротески обычно дополняются часто встречавшимися в эллинистически-римской живописи изображениями детей-эротов, плавающих на амфорах под надутыми парусами, седлающих крокодилов, птиц и рыб, сражающихся с ними.
В последующем все эти мотивы, отделившиеся от общей схемы, останутся «определителями, указателями» на нильскую тематику. И ареал их распространения весьма определен: это или Рим и города Италии, где они оставались экзотическим забавным жанром или свидетельствовали об отношении к египетским культам, или это территории, политически или культурно когда-либо связанные с Александрией и Птолемеевским Египтом
В искусстве иудейской и христианской среды картины подобного сюжета адаптировались в сокращенном варианте, но с сохранением метафор, описывающих Египет. Встречаются аллегории — Египет в образе женщины с рогом изобилия и Нилом, возлежащий на гиппопотаме, из пасти которого извергается нильский поток. Изображения реки, на берегах которой — сценки рыбной ловли, цапля, пожирающая змею, вид Александрии с зажженным Маяком, соревнующиеся в скачке воины, сцены нападения хищников на животных.
Со временем персонификации Египта или Нила полностью заменяются видами египетских городов или — чаще всего — одной только Александрией. Еще более широкое распространение в качестве синонимических замен Нила и Египта получили собственно «нильские пейзажи».
Ранее всего в христианском искусстве нильские мотивы, видимо, появились в композициях с Райскими реками, одной из которых считался Нил. Само его отождествление с райским Геоном происходило из сопоставления реальной географии с текстом Книги Бытия: «Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон… Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвёртая река Евфрат». Следуя этому описанию и словам пророка Иеремии («И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Геона [в русском синодальном переводе заменено на «Нила»]?».— Иеремия, 2, 18), например, Иосиф Флавий (I в.) пишет: «Река же Геон, протекающая через Египет, означает «текущий к нам с востока». Греки называют его Нилом».
Очевидными примерами этого отождествления являются изображения Нила среди Райских рек, это одна их четырех рек, текущих из-под сферы, на которой восседает Христос, или из-под Голгофы, на которой стоит Крест, символизирующих собою Рай и христианское учение — ибо они есть источники, из которых напитались Евангелисты Иконография Райских рек, сложилась в IV–VI вв. Её можно дополнить композициями с кувшинами-амфорами по углам или одной амфорой, из которой произрастают виноградные лозы, в центре поля,— вполне возможно, это атрибуты, заменяющие Райские реки. Амфора в руках божества или как опора для его возлежащей фигуры в античном искусстве есть традиционный символ речного потока, так же и в христианских баптистериях Иордан изображается с амфорой в руках. В раннехристианском искусстве известны случаи, когда только кувшин изображает реку (на Карте в церкви Св. Георгия в Мадабе опрокинутый кувшин изображает поток Арнон). Типичный античный мотив вполне мог истолковываться в новом ключе. Вариантом изображения Райских рек в церкви могут быть упомянутые в «Narratio de Sancta Sophia» (VIII/IX в.) потамионы-реки — четыре полосы темно-зеленого мрамора на полу собора Св. Софии в Константинополе, служившие остановками священства во время определенных частей литургии.
Несомненно, именно отождествление Нила с Геоном привлекло в декорацию христианских церквей и «нильские мотивы»: совмещение Четырех рек Рая с типичным «нильским пейзажем» встречается в основном числе церквей Трансиордании и Сирии и, кроме того, на мозаике в северо-восточной капелле церкви в Qasr el-Libia в Киренаике (539/540 гг.), где в квадратных клеймах изображены персонификации Геона, Фисона, Тигра, Евфрата и «крещеной реки» Касталии с амфорами, источающими воды и Александрийский маяк.
В целой группе памятников соединены на одном поле изображения египетских городов, нильских пейзажей, Райских рек с персонификациями Времен года в синагогах и церквах. Вполне возможно, подобно тому, как изображение «нильского пейзажа» в любом его варианте указывает на берега Райской реки, так и Времена года по углам мозаичного поля указывают на него как на Рай. Обратимся к словам Ефрема Сирина о Рае: «Благорастворен воздух, окружающий рай совне: вблизи его каждый месяц благорастворен… Неиссякаемый лиется там поток произведений каждого месяца; и каждый из них приносит плоды свои, вскоре за цветами...».
Образ музицирующего Орфея (или Адама) в окружении животных, слушающих его музыку и примиренных ею, говорит еще об одном «свойстве» Рая-Востока — это счастливый мир, где нет места вражде и смерти. Эти изображения напрямую связывают полы церкви с пространством Рая.
Мозаика Нижнего баптистерия собора Мадабы, VI в. Теперь в Арх. музее. |
Филия на солее в «церкви Львов» в Умм ар-Расасе, 574 или 589 г. |
Видимо, это один из ключей к пониманию сцен с изображением оленей и ланей, антилоп, коз, овец, быков, пасущихся или щиплющих листву у дерева или с его кроны, и так называемых «филий», которые были одним из самых любимых сюжетов декорации раннехристианских церквей Востока в V–VIII вв. Столь же часто, как и сцены мира среди животных и иногда вместе с ними, встречаются сцены охоты и поединков зверей. и иногда вместе с ними, встречаются сцены охоты и поединков зверей. Не противоречит эта сюжетика и представлениям о Рае: само греческое «paradeisos» — означает «парк, сад, охотничий загон» и происходит из персидского, тоже означающего «парк» или «сад». В латинский оно пришло как leporarium (у М. Теренция Варрона,— «охотничий парк, заповедник»), vivarium (у Плиния Младшего — «заповедник для дичи») и viridarium (уже у Цицерона — «сад, парк, роща»).
Конкретная география Египта уступает место абстрактной, перестает быть указанием на определенное место, но становится изображением обобщенного понятия Востока-Рая. Такая программа сохраняет в себе изначальную географическую подоснову (если раньше это «карта» Египта и Нила — теперь это «карта» Рая), но насыщается метафорами — реальные нильские пейзажи становятся метафорами Рая.
Поворот иконографии в новое русло фиксирует топографическая карта Святой земли в церкви Св. Георгия в Мадабе (2-я пол. VI в.), также входящая в круг «нильской сюжетики». На сохранившемся участке Карты представлена Палестина с Заиорданскими землями и Дельта Египта,— с Иерусалимом в центре. Карта ориентирована на восток и в соответствии с географией, т.е. с Мертвым морем поперек движения человека в церкви и с Нилом справа. Справа (в реальной географии на юг) на карте, скорее всего, были изображены гора Синай с монастырем Св. Екатерины, города и монастыри Египта — Александрия, монастырь Св. Мины, Мемфис и Гелиополис и, возможно, даже Фивы. В левом углу могли находиться Дамаск, Бостра и Филадельфия/Амман, сохранились остатки надписи, отмечающей Петру; естественной границей внизу карты стало побережье Средиземного моря. Реальная география Ближнего Востока и Египта отчасти была «поправлена» географией библейской (некоторые места воспроизводят указания Ветхого Завета), и ключевой среди сознательных ошибок на Карте является, несомненно, самая очевидная,— перемещение истока Нила на восток, буквально воплотившее представление о нем, как о реке Рая.Топографическая и географическая
карта Святой земли в церкви Св. Георгия в Мадабе (2-я пол. VI в.) Нил, текущий с Востока (из алтаря, из Рая) |
Конкретность географии на напольной карте ставит важный вопрос: совершенно очевидно, что перемещение истока Нила на Восток указывает на Рай в алтаре церкви, географическая же реальность земного мира Святой Земли говорит о том, что под нашими ногами земной Рай реального Востока, преддверие Рая небесного (в алтаре). Из текста Ветхого Завета и комментариев на него известно, что вкус воды текущих из некоего источника или фонтана четырех святых рек, когда они проходят через Рай, чудесен и не известен смертным, на земле же греха он меняет свой вкус. Как сообщается в Книге бытия, «Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки»; реки истекают из источника или фонтана. Поэт Авит в своей поэме «De spiritualis historiae gestis» напрямую говорит, что Реки Рая похищают его богатства и приносят их своими водами в место нашего изгнания. В этом случае карта, указывающая точные расстояния и топографию, есть земной мир, «земная карта», на которую наложен библейский комментарий о райском Геоне-Ниле и представление об алтаре как Рае, четко разграничивающее Райское и земное (т.е. поврежденное грехом, реальное). С другой стороны, на наш взгляд, в эти века параллельно отчасти спонтанному благочестивому, отчасти литературно-богословскому оформлению самого понятия Святой земли, в церковном искусстве складывалась особая иконография, описывающая Святую землю, выделяющая ее как некий земной Рай — отражение Рая библейского. Потому выделен более всех других святой град Иерусалим — как некогда историческая Александрия, стоявшая на реальном Ниле, так теперь изображается он — близ Райской реки Нила.
О том, что такое понимание пространства церкви возможно для того времени, свидетельствует мозаика в базилике Тирса в Тегее (нач. VI в.?), где пол церкви — земля — занят изображениями 12 месяцев с атрибутами и «окружен» водами океана, представленного чередой октагонов с морскими существами, по углам же — персонификации Райских рек и сам Океан. Иконография была, видимо, достаточно распространена и, судя по «Христианской топографии» автора VI в. Космы Индикоплевта, соответствует географическим представлениям того времени: Земля описании Космы представляет собою плоский продолговатый от востока к западу четырехугольник, окруженный со всех сторон океаном, на карте в его рукописи IX в. из Ватиканской библиотеки (Vat. gr. 699, fol. 40v), копирующей древний оригинал, земля изображена прямоугольной, ее огибает океан, четыре реки текут из Рая, отмеченного рядом деревьев, по сторонам помещены персонификации Времен года.
Самые ранние мозаичные напольные карты в церквах относятся к 570-580-м годам. Как и на карте из церкви Георгия в Мадабе, в Святую Землю в церкви Стефана включена дельта Египта — мозаики центрального поля со сценами охот, пасторальными сценками и изображениями зверей в листьях аканфа окружает бордюр, где среди водных пейзажей (с рыбами в воде, раковинами, морскими существами, с растениями по берегам) с удящими рыбу или охотящимися детьми в лодках помещены виды 10 египетских городов, в том числе и Александрии. Таким образом, условно-точная напольная карта в церкви Святого Стефана продолжает темы Мадабской карты: воспроизводит библейскую географию прямоугольной земли и точную топографию Святой земли, но расширяет ее за счет видов и городов по берегам райской реки Нила, теперь, в отличие от ранних их изображений, играющих роль только «указателей» на Нил и ставших частью Святой земли.
С середины VIII века в церквах всего Ближнего Востока мотивы нильских пейзажей исчезли из церковного искусства, что совпало и с катастрофическими землетрясениями (особенно в 749, фактически полностью разрушившего городскую жизнь в регионе) и с тотальной исламизацией региона. Последние их отголоски — архитектурно-пейзажные мозаики Большой мечети Омейядов в Дамаске (707–711 гг.), мозаики Qubbat al-Sakhrah на Храмовой горе в Иерусалиме (691–692), мозаики римских базилик VII–IX вв., которых тема Рая уже очевидна и освобождена от египетских, нильских коннотаций.
***
4-5 февраля 2011 года на историческом факультете Московского Государственного Университета им. Ломоносова состоялась XXXIV научная конференция «Лазаревские чтения», посвященная памяти выдающегося искусствоведа, заслуженного профессора МГУ, члена-корреспондента АН СССР Виктора Лазарева (22 августа 1897 — 1 февраля 1976), которую ежегодно проводит кафедра всеобщей истории искусства. В этом году проведение чтений совпало с 35 годовщиной со дня смерти Виктора Никитича. Во вступительном слове доктор искусствоведения, профессор Ольга Попова напомнила участникам и гостям конференции, что именно усилиями Виктора Лазарева после тридцатилетнего перерыва в 1960-е годы было восстановлено изучение искусства Византии в Московском Университете, и отметила, что если бы не его подвиг, возможно, этого не произошло бы до начала 1990-х.
В конференции приняли участие искусствоведы, представлявшие различные научные учреждения столицы МГУ, ПСТГУ, Государственный Институт искусствознания, Архитектурные мастерские «Классика», Музей-заповедник «Московский Кремль», Департамент культуры города Москвы, ВГБИЛ им. М.И.Рудомино, НИИ теории и истории изобразительного искусства РАХ, Издательский дом «КоммерсантЪ», ГМИИ им. А.С.Пушкина, а также гости из Государственного Эрмитажа, Университета "L'Orientale" (Неаполь), Ереванского Государственного Университета и Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова.
В течение двух дней прозвучали доклады, посвященные самой широкой проблематике истории искусства Византии, Древней Руси, стран восточной и западной Европы. По мнению доктора искусствоведения, профессора МГУ Энгелины Смирновой, «Виктор Никитич был бы доволен узнать, что существуют такие чтения, что так разнообразна их тематика и вместе с тем он был бы очень удивлен тем, какими разными и широкими стали аспекты и типы исследований».