Уроки «Маленького герцога»: в продолжение разговора о детской литературе

Мне хотелось бы продолжить тему, уже отчасти поднятую в статьях о Бернет и Кулидж – о книжной полке в детской комнате. Что должно стоять на ней непременно, являя собой некую необходимую культурную сумму, она же – цивилизационный код, объединяющий поколения?

Впрочем – необходимо уточнить: многие книги, достойные места на этой самой «золотой полке», не прочтены вовремя родителями нынешних детей. А иной раз – даже бабушками-дедушками. Что Бернет, что Кулидж, о которых шла речь, – собственность нынешних детей и их прадедушек. Так же, как и книга, о которой я хочу рассказать здесь.

«Маленький герцог» Шарлотты Мари Йонж, книга, на которой выросло несколько поколений англичан, — произведение простое и смиренное. Оно не блещет какими-то особенными художественными достоинствами. Но мне не раз приходилось подмечать: высокое мастерство писателя не главное, сколь ни странно сие звучит, для детской прозы. Главное для нее – какое-то особое, волшебное умение преломить реальность через призму идеи, которое либо есть, либо отсутствует. Ни Бернет, ни Йонж, ни Кулидж не могут ни в каком приближении сравниться по силе таланта с автором «Тома Сойера». И все же, продолжу свои крамольные мысли, без «Тома Соейера» детская полка легко обойдется. На самом деле дети этого самого Тома и не очень-то любят. Его любят мамы и папы, во-первых потому, что приятно вспомнить собственное детство, а во-вторых – они уже довольно образованы, чтобы насладиться литературным совершенством.

Но за что любить этого самого Тома детям? Убегать с уроков, врать, жульничать они сами, к сожалению, умеют ничуть не хуже. Интересно ли читать, как Том с друзьями играют в пиратов? Да лучше самим поиграть.

А вот когда к другу приходит беда, Том сначала клянется не приходить на помощь, дабы не вышло проблем для собственной шкуры. Потом, правда, совесть берет верх, и Том решается свидетельствовать на суде против индейца Джо. Да, Том – очень рельефно описанный, очень настоящий ребенок, но оценить это способны только мы, взрослые. Ребенок же (сколь бы он ни уподоблялся Тому в жизни) в книге, в отличие от нас, ищет что-то повыше себя, идеал, пример. «Том Сойер» – взрослая книга, а вот «Маленький герцог» — детская.

Stieler Joseph Karl - Portrait of Maximilian Duke of Leuchtenberg
Stieler Joseph Karl -
Portrait of Maximilian Duke of Leuchtenberg

Действие книги развивается в незапамятные времена, времена единой для всей Европы Христовой Церкви, и происходит в Нормандии. Край, являвшийся недавно частью Нейстрии, только что получил свое новое имя. Северные завоеватели примирились с франками. Захваченные земли остались за ними, а взамен они присягнули на служение франкским королям и приняли Христову веру.

И вот в Руане, столице Нормандии, герцогом становится маленький Ричард – сын предательски убитого врагами герцога Вильгельма. (Потомок его, Ричард Львиное сердце, еще очень нескоро родится на свет…)

Образцы для подражания, которые предлагают детские книги, мы сговоримся поделить на готовые и слагаемые. В первом случае книжный герой, как правило, взрослый человек, во втором – такой же ребенок, как читатель. Ричард Нормандский, каким через тьму веков видит его Йонж, с первых страниц предстает перед нами чистосердечным, правдивым и смелым мальчиком. Но вместе с тем в начале книги он нетерпелив, слишком быстр в своих суждениях о людях, не хозяин своим эмоциям. Маленькому читателю суждено – от страницы к странице – преодолевать эти недостатки вместе с Ричардом. Это нелегкая работа, ведь правителю приходится дорогой ценой платить за ошибки.

Но самое главное, и это делает книгу особенно ценной в нашем сегодняшнем дне, маленький ее герой учится постигать Христову веру собственным сердцем.

Это не очень просто для потомка свирепых морских разбойников! Их бурная кровь струится в жилах Ричарда.

Вот, на похоронах своего отца он, с усилием подняв тяжелый меч, под одобрительные выкрики вассалов начинает говорить о том, как жестоко отомстит убийцам, когда вырастет. Но монах-наставник не дает маленькому герцогу договорить, сурово напомнив, что такие речи подобают язычнику, а не христианину, что куда уместней было бы поклясться на отцовском мече обнажать его не для нападения, а только для защиты своих подданных. Мальчик пристыжен.

Тяжелые испытания ждут маленького герцога: испытания пленом и чужбиной. Король Людовик увозит мальчика к своему двору, по сути, делает его заложником лояльности норманнов. Подумывает он и о том, чтобы потихоньку расправиться с ребенком, дабы пресечь род ярла Ролло, вернуть Нормандию в свое владение. Но внешне все обстоит благопристойно – Ричард воспитывается вместе с принцами Лотаром и Карломаном.

Старший, Лотар – жестокий и деспотичный мальчик. Однажды он затевает жестокое дело. Охотничий сокол, к которому принц слишком небрежно подступился, больно клюнул его в палец. И Лотар хватается за каленое железо, собираясь в отместку ослепить благородную птицу. На помощь соколу бросается Ричард. Пока мальчики дерутся, птица высвобождается и улетает. От злости принц замахивается каленым железом на Ричарда – и причиняет ему ожог. Но ведь славный сокол спасен! Что из того, что на щеке остался шрам?

За год плена Ричард сильно взрослеет, осознает многие свои прежние заблуждения.

А как увлекательно описание побега Ричарда, устроенного его верным вассалом де Сентвилем!

Увлекательность сочетается в книге с христианской моралью. Что самое удивительное – книга совсем тоненькая. Мал золотник, да дорог. Мое убеждение – место «Маленького герцога» на нашей «золотой полке» неоспоримо.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале