Александр Студеникин: У каждого времени свои образы
Главное здание МГУ и памятник студентам и |
- Александр Дмитриевич, расскажите, пожалуйста, с чего все началось?
- В Архитектурном институте периодически устраивался конкурс идей «Клаузура». Студенты должны были быстро, за 3-5 часов сделать эскиз проекта на предложенную тему: яхт-клуб, какое-то здание и так далее. Работа без подготовки стимулировала.
В начале или в середине мая 1974 года, когда я учился на 5 курсе, объявили конкурс на тему «Памятник студентам и сотрудникам МГУ, павшим в боях за Родину». Эту работу выполняли все, в том числе и я. Сделал, сдал и забыл. В конце июня неожиданно меня вызвали в ректорат. Помню, шел с недоумением и трепетом, думал: «В чем же я провинился?». А ректор объявил, что моя работа признана и надо продолжать заниматься проектом.
- То есть сначала вы даже не знали, что это будет реально построено?
-Нет, нам просто дали тему.
- Конкурс на проект большой был?
- Весь институт участвовал. По-моему, еще и свердловский филиал нашего института или все архитектурные отделения Москвы в строительных институтах - точно не могу сказать.
А потом началась большая работа: пришлось делать рабочие чертежи, руководить стройкой. Это был первый объект, построенный по моему проекту, первая серьезная работа, мне выделили специальное помещение в Архитектурном институте… Пришлось даже взять академический отпуск, потому что я не смог полноценно совмещать ее с учебой.
- Кто работал с Вами?
- Скульптор Ю. Денис делал барельефы.
Моим научным руководителем был проректор по научной работе Московского архитектурного института Александр Владимирович Степанов, которого я считаю своим учителем. Мы все время обсуждали с ним, как сделать лучше, образнее, интереснее.
Стела |
- Работа над монументом заняла целый год?
- Почти: с 1 июля до 6 мая. Никаких скидок не делали. Я проходил Градостроительный совет Москвы, и там не очень-то смотрели, что я студент. Требования были очень-очень серьезные. На Совете меня «пощипали», потому что памятник готовился для МГУ, очень известного места. Помню, во время обсуждений меня поддержал известный скульптор Кербель.
Но даже если не касаться Совета, сама работа шла напряженно. Монументальная тема – одна из труднейших в архитектуре, и к ней нужно быть готовым, а у меня тогда необходимой подготовки не было.
Еще в те времена было очень трудно с облицовочным материалом, экларский камень, например, привезли из Грузии. А еще сначала подиум был сделан из черного лабрадорита и на нем поместили красивый бронзовый венок. К сожалению, потом его закрыли, потому что боялись, что ливень зальет вечный огонь, так что сейчас венок не виден.
- А были ли какие-нибудь интересные случаи, связанные со строительством?
- Был один курьёзный случай. Мы ставили макет, чтобы определить высоту. Высота пилонов - девятнадцать метров, но было очень трудно определить, как это будет смотреться. Но как сделать макеты девятнадцатиметровой высоты? Мы голову ломали: как это сделать и как укрепить?
Нам помог геодезический факультет МГУ. Они предложили на шарах подвесить макет, выполненный из бумаги. Наверх был привязан метеорологический шар, снизу мы привязали бумажный макет и сделали фотографии.
- Вы помните, как Вам пришла идея монумента? Почему Вы выбрали именно такую форму?
- Словами очень трудно передать, слова придумываются потом. Помню, в процессе строительства я объяснял корреспондентам, что три штыка символизируют преемственность трех поколений: дедов, отцов и детей, выстоявших и победивших в войне. Но вот откуда сам образ…
1-й гуманитарый корпус и стела |
- Может быть, Вы пользовались какими-то ориентирами?
- Нет, это пришло спонтанно. Не было того, что я что-то где-то увидел, подсмотрел. Хотя, конечно, каждый архитектор и даже студент задает себе какие-то параметры. И здесь, прежде всего, был образ самого здания МГУ: я четко ставил себе задачу, чтобы памятник вписался в ансамбль этого монументального, стремящегося ввысь здания. А потом, это была некоторая дань тому времени. У каждого времени свои образы. Сейчас бы это уже по-другому трактовалось. А в то время если не каноны, то свои архитектурные формы были. Может быть, если бы у меня было больше времени или если бы я был более готов на профессиональном уровне, все было бы иначе.
- А что бы Вы сейчас поменяли?
- Сейчас я бы по-другому сделал.
Можно было из мрамора сделать идею опустевшей аудитории. И не три, а два штыка и элемент в виде пера – наверное в смысловом плане это было бы более понятно, если бы удалось это профессионально воплотить в архитектурные формы.
Но эти идеи пришли уже позже, в процессе работы, когда уже ничего нельзя было менять, потому что проект был утвержден на градостроительном совете.
Вечный огонь |
- Это Ваш единственный монумент?
- Да, первый и единственный. Потом я работал в современной архитектуре 12-13 лет и перешел полностью в реставрационную область.
- Как проходило открытие памятника?
- Открытие было 6 мая 1975 года. Специальным письмом пригласили моих родителей… Организовали большой митинг, присутствовало руководство МГУ, Архитектурного института, первый секретарь МГК. Вся площадь была заполнена людьми. А на бронетранспортере через всю Москву везли вечный огонь с могилы неизвестного солдата.
- Вы выступали?
- Постеснялся, хотя слово мне дали. Что выступать, когда вот работа? Что тут добавишь?
Потом присылали письма участники войны… А после меня выдвинули на Премию ленинского комсомола. Но в 1975 году как раз закончился БАМ и, чтобы наградить бамовцев, урезали список будущих лауреатов в области искусства и архитектуры. И мою фамилию вычеркнули.
Потом была выставка «Молодежь - науке и производству», посвященная МАрхИ, где мне дали серебряную и золотую медали за проектирование и за строительство. И еще выступление по радио.
- Сейчас Вы бываете у памятника? Какие мысли и чувства он у Вас вызывает?
- Да, периодически заезжаю, чаще в мае. Хочется вспомнить, как велось строительство, ну и посмотреть состояние. Он там очень привычно выглядит и, надеюсь, вписался в жизнь университета. И вечерняя подсветка очень хорошая, всё благоустроено: следят за цветами, за травой. В последний раз был там осенью. Видно, что монумент нуждается в небольшом ремонте, облицовочная плитка в некоторых местах отошла… Но думаю, что ремонт сделают не раньше, чем к юбилею победы.