Церковь и высшая школа: разговор духовенства с ректоратом
Ректор Самарского государственного университета, при котором также существует домовый храм во имя святой мученицы Татианы, Игорь Носков, сказал о цели взаимодействия с Церковью в сфере образования: «Новации и заимствования чужеродного опыта могут приводить и к перекосам в воспитательном аспекте и в изучении нашей истории, культуры и религии. Наша молодежь, которую мы готовим войти в жизнь, должна иметь объективные знания о нашей истории, о наших традициях и культуре, чтобы она могла адаптироваться в новом мире и изменять его так, чтобы эти изменения пошли на пользу стране и народу». На конференции собрались президент Самарского государственного аэрокосмического университета Виктор Сойфер, ректор Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Игорь Вершинин, ректор Самарского государственного университета путей сообщения Александр Ковтунов. Представители университетского «воспитательного блока» – деканы нескольких факультетов самарских вузов – также присутствовали на встрече.
Круглый стол в Самарском государственном университете |
Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий назвал знаковой эту встречу в здании СамГУ. «В течение многих лет, пребывая на Самарской земле, я стремился войти в высшую школу, привлечь преподавателей и духовенство, чтобы передать багаж знаний, накопленный Церковью за две тысячи лет. Чтобы живущему на нашей земле человеку определиться в предлагаемом сегодня мировоззренческом разнообразии, ему нужны определенные знания по религиозным вопросам», — сказал владыка Сергий.
Архиепископ Сергий констатировал, что сфера образования – стратегическое направление работы сегодня, иначе мы утратим всякий международный авторитет. «Как, не зная библейских основ, без элементарного религиозного знания, наш студент будет смотреть в музеях на иконы, за рубежом – даже на Сикстинскую Мадонну? На нашем невежестве будут спекулировать политологи, которые не хотят существования такого явления, как Россия. Я не призываю к межэтническому конфликту, а пробуждаю национальное самосознание», — подчеркнул архиепископ Сергий.
Настоятель домового храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова протоиерей Максим Козлов в своем докладе констатировал, что связь Церкви с высшей школой – амбивалентная тема в русской истории. С одной стороны, можно вспомнить несколько выдающихся имен, которые связывают собой эти системы, например имя профессора Сергея Соболевского, который преподавал и в Московском государственном университете, и в Московской духовной академии. Кроме того, при вузах существовали домовые храмы, а в университетах преподавались обязательные для всех курсы богословия.
«При этом место профессора богословия и место домового храма в дореволюционном университете, скажем честно, очень ограничено. На праздник в храме мог быть один профессор, один священник и один студент. Профессора были выдающиеся, но значимого влияния на студентов не оказывали», — сказал протоиерей Максим Козлов, перечислив выдающихся священнослужителей, бывших настоятелями домового храма при Московском университете. Основная причина столь малого влияния, кроме прочих причин, по мнению священника, – принудительность присутствия Церкви в вузе в то время. Например, студент, чтобы быть допущенным к сессии, должен был предоставить справку о бытии на исповеди. Такие справки приносили в университет и Володя Ульянов, и Саша Ульянов. В лучшем случае эта проблема решалась через коррупцию – справки продавались и покупались. В худшем случае неверующий студент, записанный в ведомости как студент православного исповедания, изображал участие в Таинстве, профанируя его.
Чем отличается сегодняшняя ситуация, когда религиоведческие дисциплины вводятся в некоторых вузах как обязательные? Тем, что от студентов не требуется солидаризации с преподаваемым учением. В советские годы, сдавая научный атеизм, можно было провалить экзамен, если бы преподаватель догадался, что студент верующий. В духовной школе немыслимо, если воспитанник, излагая постановления Вселенских соборов, скажет, что сам он в них не верит. А в светском вузе при экзамене по основам религиоведения сегодня нужно изложить, как учит Церковь, но любой имеет право сказать, что сам он этих представлений не разделяет.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма святой мученицы Татианы при МГУ |
«Именно государственное принуждение до революции обессиливало усилия талантливых священников и профессоров», — подытожил нынешний настоятель вузовского храма. Свидетельство тому – незначительность места домового храма даже в воспоминаниях эмигрантов о праздновании Татьяниного дня, где куда больше внимания уделяется тому, что происходило после богослужения, чем храмовому празднику.
При этой незначительности реального влияния домовых храмов именно они стали первым объектом для нападения большевиков, и к 1918 году все были закрыты, так что в советское время не было и речи о легальном присутствии Церкви в вузах, хотя были люди, которые персонально связывали две традиции, как уже упомянутый профессор Сергей Соболевский, а некоторые профессора, выходя по возрасту на пенсию, привлекались к преподаванию в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях.
Протоиерей Максим Козлов выделил несколько возможностей развития присутствия Церкви в вузах сегодня. Первая из них – это «развитие тех специализаций на существующих гуманитарных факультетах, которые в силу идеологического давления были изъяты из учебного курса». В МГУ усилиями декана исторического факультета Сергея Карпова возрождена кафедра церковной истории – «это значимый и позитивный пример, который в каком-то смысле должен стать парадигматическим», — сказал отец Максим. Другие примеры – это кафедры византинистики на филологических факультетах, специализации и возможно кафедра церковно-государственных отношений и церковного права на юридических факультетах. Сегодня нужны специалисты со знанием и государственного законодательства в этой области, и канонического права. Изучение восточно-христианской средневековой философии также невозможно без христианского богословского знания.
Равно в семинариях и академиях возрождено и расширяется преподавание общегуманитарных дисциплин, недоступных для студентов в советское время по требованию комитета по делам религии.
Другая возможность присутствия религии в вузах — теологические факультеты – тема боле дискуссионная. Они привычны для европейской высшей школы, и если мы говорим о встраивании в общеевропейское научное пространство, то введение таких факультетов не может быть странным, и дискуссии о том, наука ли теология, не столь важна. Однако, подчеркнул протоиерей Максим Козлов, тщательной юридической фиксации требует статус преподавателей этих факультетов. Они должны удовлетворять требованиям и высшей школы, и конфессии, вероучение и историю которой они излагают. «Фактически теологические факультеты во многих вузах уже есть, но необходимо их двойное лицензирование, чтобы они не стали рассадниками эзотерических и сектантских учений». Пока получается так, что изучать теологию идут те, кто больше никуда не поступил, потому что проходной балл низкий. «Это не нужно ни вузу, ни государству, ни Церкви», — подчеркнул настоятель Татьянинского храма.
Домовый храм святой Татьяны при Самарском государственном университете |
Также развивается третья форма сотрудничества в общегосударственных формах – совместные научные проекты, например, «Православная энциклопедия», где реально осуществляется сотрудничество самых консолидированных сил нашей духовной школы, российских вузов и зарубежных вузов.
В России возрождается четвертая форма сотрудничества церкви и вузов — институт домовых храмов, но их пока неадекватно мало. При вузах их около семидесяти, а при тюрьмах более шестисот. «Хочется верить, что будущее нашей страны в сознании власть предержащих связано с выпускниками вузов, а не с освобождающимися из колоний и тюрем», — говорит священник.
Студенты СамГУ на встрече с протоиереем Максимом Козловым |
Существует зазор между законом о свободе совести и законом о высших учебных заведениях, где постулируется светский характер образования. В результате разрешение на открытие домового храма при вузе оставляется на личное усмотрение администрации: они вольны толковать законы в любую сторону. Необходим церковно-государственный документ, трактующий закон об образовании и разъясняющий статус домовых храмов при вузах. В представлении протоиерея Максима Козлова домовый храм подобен ведомственной поликлинике: священник, регулярно встречаясь с представителями вуза, чаще всего сам будучи его выпускником, через некоторое время хорошо представляет себе и жизнь вуза, и профессиональные болезни его корпорации, так что лучше других знает, какие таблетки прописать.
Одной из проблем высшего духовного образования является непризнание государственного статуса высшего духовного образования и дипломов семинарий и академий. Это сказывается и на продолжении сотрудничества. Дипломы семинарий и академий сегодня – внутренние документы Церкви, которые не дают выпускникам права стать преподавателями школ и вузов, если у них нет других дипломов о высшем светском образовании. «Нужна верификация хотя бы части дипломов и степеней каким-то соответствующим совместным церковно-вузовским органом», — считает отец Максим.
Встреча протоиерея Максима Козлова со студентами СамГУ |
Отец Максим непосредственно перед круглым столом встречался со студентами Самарского государственного университета и среди прочего спросил их, кто из них хотя бы раз в жизни прочитал Евангелие. Руки подняли не более четверти присутствовавших студентов-гуманитариев. «Безотносительно наших личных мировоззренческих установок, довольно абсурдно отсутствие опоры на первоисточник – Евангелие, на которое опирается вся русская и не только русская культура и история», — подчеркнул священник. Но если не побуждать прочитать эту нетолстую книгу, мы так и останемся с тем, что Евангелие читали меньшинство жителей, а многие из читавших «детскую Библию» даже приблизительно не помнят ничего из прочитанного.
«Церковь тоже еще не нащупала все способы нашей совместной работы, поэтому подобные встречи могут быть весьма продуктивными», — подытожил протоиерей Максим Козлов.
Президент Самарского государственного аэрокосмического университета Виктора Сойфера – подписант соглашения о создании межвузовской кафедры теологии и истории религии в Аэрокосмическом университете, выразил обеспокоенность принятием новых стандартов образования. «Мы можем получить поколение школьников, которые не будут знать русского языка. Они не только Евангелие не прочтут, они и классическую литературу не прочтут. Мы возлагаем на молодого и еще не сложившегося человека выбор его судьбы, причем постоянно. Надо на определенном жизненном этапе не давать такого выбора человеку, а уверенной рукой вести его к вершинам знания, чтобы потом он осознанно делал выбор, идет ли он учиться в духовную семинарию или на физический факультет».
Ректор СамГУ Игорь Носков и архиепископ Самарский и Сызранский Сергий |
Ректор Самарского государственного университета путей сообщения Александр Ковтунов рассказал, что в его вузе занимаются ребята из 13 регионов Поволжья, есть и иудеи, и католики, и буддист заведует кафедрой физики. В 2003 году здесь освятили домовый храм, через год создали кафедру теологии. «Ни одна лекция этой кафедры проблем не вызвала, ни одного национального инцидента на этой кафедре не было. У нас преподают только православные – и священники, и доктора наук, и мусульмане сдают экзамены лучше православных, потому что они сызмальства приучены уважать старших и уважать религию», — сказал ректор.
Игумен Георгий (Шестун), профессор, заведующий межвузовской кафедры православной педагогики и философии, сформулировал проблему: «У нас государство светское, а люди советские». Сейчас, конечно, невозможно толком преподавать в вузах теологию – это все равно что у историков, которые математику никогда не учили, рассказывать о высшей математике. Сейчас самая нужная книга по теологии – Закон Божий. Нужен ликбез, рассказ об азах. Чтобы поступить на математический факультет, надо в школе начинать с первого класса учить арифметику. И нужно с первого класса преподавать основы религии, чтобы потом была достойная кафедра теологии в университете. А пока эта кафедра будет только просветительской, расскажет об азах.
Иеромонах Димитрий (Першин), руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи, заметил, что де-факто и де-юро религиозное образование уже присутствует в большинстве стран Европы и не только. Он рассказал о собственном опыте преподавания в вузе: «Любой культуролог в светском вузе должен ставить три цели. Во-первых, не напугать, не оттолкнуть, не сделать дистанцию больше. Во-вторых, сделать мир Церкви более понятным и знакомым, потому что неизвестное пугает. В-третьих, наша надежда в том, что человек сделает хотя бы отрицательный выбор – не станет сатанистом и не сядет на наркотики. А остальное надо предоставить тайне Промысла». Иеромонах Димитрий (Першин) считает, что перед светской системой образования не стоит задача проповеди, и это должны четко осознать все. «Мы должны транслировать знания, чтобы человек, который хочет пойти дальше, знал бы, как это сделать, и мог бы найти домовый храм», — добавил он.
Круглый стол состоялся в рамках II зимнего слета православной молодежи Самарской и сопредельных епархий. На нем также присутствовали преподаватели и аспиранты самарских вузов и делегаты молодежного слета из других городов Поволжья. Одним из организаторов съезда выступил домовый храм святой мученицы Татианы при Самарском государственном университете и его настоятель священник Алексий Богородцев.