Встреча со Сретенкой
Сретенский монастырь имеет длинную историю, интересны легенды, рассказывающие о том, как все было на самом деле. Именно Сретенскому монастырю обязана своим именем улица.
В конце XIV века хан Тамерлан со своими ордами приближался к Москве. Великий князь Василий Дмитриевич готовил войско для того, чтобы дать врагу решительный отпор. Но народная память хорошо сохранила разрушительные набеги монголо-татар. Народный дух нужно было поддержать, и Василий попросил митрополита Киприана привезти из Владимира икону Божьей Матери, главную святыню земли Русской. Две недели в августе 1395 года икону несли на руках из Владимира в Москву. Божию Матерь Владимирскую торжественно встретили у деревянной церкви Марии Египетской, отслужили литургию, и установили икону в Успенском соборе. Буквально в это же время стало известно, что Тамерлан вдруг остановился и повернул свое войско назад. Историк И. Е. Забелин в своей книге «История города Москвы» рассказывает о том, что произошло в тот день, 26 августа: «Тамерлан побежал без оглядки назад в свои степи именно в тот день и в тот час, когда в Москве происходила торжественная встреча чудотворной Владимирской иконы, о чем свидетельствовали некоторые вестники, находившиеся в его стане». А накануне предводитель монголо-татар увидел такой удивительный сон: «В Москве стали потом рассказывать, что в тот день он видел страшный сон - гору высокую, а с горы идут к нему святители со златыми жезлами в руках, претяще ему зело, и тут же внезапно видит он на воздухе жену в багряных ризах со множеством воинства «претяще ему люте». Проснувшись в ужасе, он тотчас повелел всей своей силе немедля возвращаться домой, откуда пришел. С той поры чудотворная икона, поставленная в Успенском соборе в ряд местных икон на десной стороне от св. дверей царских, стала историческим знамением Москвы, как она была таким же святым знамением и старого стольного города Владимира». В 1395 году была заложена церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, а спустя два года там же возник мужской монастырь. Само здание храма много раз перестраивалось, изменялось. В XVIII веке здесь появился памятник древнерусского искусства - резной крест (высота - 7,8, ширина 4,2 метра), сделанный мастером Григорием Шумаевым. В переводе с церковнославянского «сретать» означает «встречать, идти навстречу». Сегодня на том же самом месте встречается уютный дворик, зайдя в который сразу ощущаешь спокойствие и благость, несмотря на то что за воротами автострада, а под ногами много испытавшая земля...
Эклектика для Москвы не новость. Участи смешения всего со всем не избежала и Сретенка. Напротив Сретенского монастыря - кафе «Скромное обаяние буржуазии», а позади - лубянские дома, на которых висят красные щиты с надписью «КГБ». Зато, если идти вперед по улице, встретятся еще две церкви: Успения Богородицы в Печатной слободе, построенная в 1695 году, и храм Троицы в Листах - 1617 года. У каждой из них своя история и облик. Интересно рассматривать иконы - можно встретить не только традиционные лики Богородицы и Христа, но и изображения недавно канонизированной царской семьи. А где-то даже сюжет с присутствием Понтия Пилата в качестве фрески.
И в то же время Сретенка - это современная улица. Здесь на одной дороге могут столкнуться священник, спешащий на службу, и бизнесмен, переходящий из банка в ресторан на обед. Еще в XVII веке эта улица стала чем-то вроде торговой слободы. Здесь начали жить и работать торговцы, ремесленники, печатники, держатели питейных заведений, книжных лавок, комнат. Отсюда и названия переулков, пересекающих Сретенку: Печатников, Пушкарев, Мясной, Колокольников. В XVII веке здесь сформировался Печатный двор, где жили и работали мастера книгопечатания. Молиться ходили они в Успенскую церковь, которую иногда называют «в Печатниках». Есть предположение, что именно здесь случилось венчание старика с молодой девушкой, которое подсказало сюжет для картины «Неравный брак» художнику Пукиреву. В память о печатниках здесь мы найдем несколько книжных магазинов. Сретенское издательство распространяет православную литературу, рядом Дом педкниги, где есть учебники и энциклопедии, а чуть дальше в сторону Сухаревской продаются антикварные издания и словари, некоторым их них больше 150 лет.
А некоторые сретенские переулки были названы в честь домовладельцев. Дьяк Уланов владел домом в Улановском, а на Головином стоял дом Московской полицмейстерской канцелярии, которой руководил капитан Головин.
Самый знаменитый русский репортер времен Ходынского поля и хитровских кабаков Владимир Гиляровский в своей городской летописи «Москва и москвичи» писал о Сретенке немного, но подмечал важные особенности. «Ученики «Ляпинки» (Училища живописи и ваяния) резко делились на богачей и многочисленную голь перекатную. У бедноты не было знакомств, им некуда было пойти, да и не в чем. Излюбленный трактир был у них неподалеку от училища, в одноэтажном домике на углу Уланского переулка и Сретенского бульвара, или еще трактир «Колокола» на Сретенке, где собирались живописцы, работавшие по церквам. Все жили по-товарищески: у кого заведется рублишко, тот и угощает». И сегодня на Сретенке теснятся кафе и рестораны самых разных категорий. Лавчонки, домики, галереи и забегаловки были на этой улице всегда.
Сегодня, гуляя по этой улице, можно уткнуться в золотую вывеску Сретенской гостиницы, а лет сто назад сюда съезжались провинциальные актеры. «Были еще актерские номера на Большой Дмитровке, на Петровке, были номера при Китайских банях, на Неглинном, довольно грязные, а самыми дешевыми были меблирашки «Семеновка» на Сретенском бульваре. В «Семеновку» пускали жильцов с собаками. Сюда главным образом приезжали из провинции комические старухи на великий пост».
Сретенка относится к Центральному округу Москвы, а иначе называется Мещанским районом. Скорее всего, это связано с торговой историей улицы. Ведь еще лет сто назад здесь, у Сухаревской башни, располагался самый большой в городе продуктовый рынок. Сейчас эту особенность эксплуатируют финансовые конторы, коих тоже немало на Сретенке.
Поэт круга «ахматовских сирот» Евгений Рейн писал об этой московской улице совсем уж декадентские строки:
Вы, Печатников, Колокольников,
переулочек Бобров,
как печальные алкоголики,
упадающие от ларьков.
А вот так сидишь себе в какой-нибудь кофейне, и улица кажется такой спокойной и уверенной в себе, прямо как человек. За окном машины, а много-много лет назад люди проезжали здесь на лыжах, а еще раньше эта улица была главной в городе, когда православные совершали паломничество из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, каждый раз проходя по Сретенке.
При подготовке использовались материалы: www.pravoslavie.ru, www.sret.ru; В. Гиляровский. «Москва и москвичи»