Сретение: встреча с Господом
Господь вездесущ, но так получается, что встреча с Ним происходит в какой-то определенный момент. Это не значит, что до этого Бога не было рядом с человеком. Вполне возможно, что человек не видел или не хотел видеть Его.
Бывает и так, что человек ищет Бога, а встречи приходится ждать. Главное - не отчаиваться, а продолжать поиски. Мы же не знаем: вдруг именно долгий путь к желаемому принесет пользу нашей душе и окружающим? Важно не пропустить момент встречи.
Потомки Авраама на протяжении нескольких веков ждали прихода Мессии - Христа. В жизни народа Завета были гонения, пленение, депортации, потеря Иерусалима, разрушение Храма... И все-таки люди (пусть и не все) находили в себе силы осознать свои ошибки, покаяться и не отойти от Бога окончательно. Можно сказать, вся их жизнь была пропитана ожиданием прихода Христа. Собственно, и сам народ Господь создал, чтобы от него родился Христос и таким образом через Израиль пришло спасение для всего Мира.
Евангелист Лука рассказывает о двух иудеях, мужчине и женщине, для которых ожидание рождения Спасителя стало целью жизни. Пророчица Анна осталась вдовой, прожив в браке всего лишь семь лет. Она не вышла замуж вторично, не стала искать себе занятия «в миру», но «не отходила от храма». Можно предположить, что она жила при Храме (что было вполне возможно, поскольку рядом с Иерусалимским Храмом было множество помещений для служителей и различных хозяйственных построек).
Праведник Симеон в Храм только приходил. Ему было предсказано, «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». Мы не знаем о жизни Симеона ничего, кроме того, что «Дух Святый был на нем». У Симеона ожидание Господа слилось с ожиданием смерти.
Мы привыкли думать (а может, читать в произведениях Святых Отцов и житиях), что смерть - это радость, потому что душа наконец предстает перед Господом. Но в реальной жизни люди скорее боятся смерти, потому что внушили, что ее надо бояться, потому что неизвестно, как все будет происходить после смерти, и не у всех жизнь была праведная, и стыд за свои слова, мысли и поступки может просто жечь душу, наконец, из-за того, что существует сильное чувство любви к жизни. Возникает какое-то инстинктивное сопротивление, телесное чувство неприятия, когда просто видишь перед собой умершего человека.
Симеону пришлось смириться с мыслью, что в тот момент, когда его родственники, друзья, его народ будут радоваться пришествию Господа, ему придется оставить этот мир. Евангелист Лука не говорит о возрасте праведника. И тем не менее он представляется старцем. Удивительным старцем, который, сколько бы лет ему ни было, не мог умереть, пока не исполнится пророчество. Несмотря на немощи, потерю близких, слабость, он должен был жить, жить вопреки всему, потому что такова воля Божия.
И вот этот старец наконец увидел долгожданного Младенца. Думается, на его глазах появились слезы, как у человек, испытавшего радость и облегчение, потому что кончилось непрерывное ожидание, потому что пришло спасение для его народа и для всего мира. В этот момент он от всего сердца возблагодарил, благословил Бога и сказал знаменитые слова:
- Ныне отпускаешь, Владыко, раба Твоего, по слову Твоему, миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Симеон как бы дает пример того, как нужно ждать Господа, принимать Его волю и радоваться наконец-то состоявшейся встрече.
Причина скоропостижной кончины праведника состоит в том, что он должен был, сойдя, как и все умершие до пришествия Христа, во ад, сообщить пребывающим там людям о том, что Христос воплотился и уже недолго осталось ждать того времени, когда Он выведет их отсюда. Симеон знал, что значит жить ожиданием, и должен был облегчить его тем, кто томился намного дольше, чем он.
Господь пришел, вышел на встречу ко всем людям. Мария, через Которую эта радость пришла в мир, должна была по закону посвятить Своего Сына Богу. «Первый раз, свободно, по закону Своего народа Она отдавала Богу Рожденное от Нее. Это жертвоприношение продолжалось потом в течение всей Ее жизни: Матерь Божия Его отдала раз и навсегда, и Бог и Отец эту жертву, единственную за всю историю мира, принял, и она стала кровавой Жертвой Голгофы», - писал митрополит Антоний Сурожский.
Дева Мария всю жизнь была с Богом, но Ей пришлось пожертвовать своим материнским чувством, чтобы радостью с ним могли насладиться все остальные люди.
«Мы сегодня читали и о другой встрече: как мытарь и фарисей пришли в храм, в тот храм, где Живой Бог ожидает Своих детей. Один пришел с гордыней, другой - с сокрушенным сердцем. Это тоже встреча; но в этой встрече не жертва, а суд и спасение, - говорил митрополит Антоний в проповеди на Сретение. - Каждый из нас когда-то, в день своего воцерковления, был принесен в храм; каждый из нас был поставлен перед Богом, чтобы стать Его собственностью... Каждый из нас вновь и вновь встречает Бога всякий раз, как он приходит в храм; кто из нас мытарь, кто из нас фарисей? Кто уйдет оправданным, а кто уйдет со своей тленной праведностью, которая не войдет в Царство Божие? Симеон и Анна ждали и узрели Христа; мытарь ждал себе только суда - и получил милость; фарисей думал, что он праведен, - и оказался ни с чем...
Вот с чем мы теперь начинаем это восхождение подготовительных недель к Великому посту. Задумаемся, каждый из нас, о том, что значит, что он или она когда-то были принесены в храм... Подумаем о том, способны ли мы встретить Христа, как встретили Его Симеон и Анна; подумаем о том, кто мы - фарисей или спасенный мытарь».