Ушел из жизни предстоятель РПЦЗ митрополит Лавр
Комментарий прот. Максима Козлова: Кончина Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра является, конечно же, огромной утратой для всей Русской Церкви. В конце своей многопечальной и многотрудной жизни он успел завершить то дело, которое ставит его в число избранных рабов Божиих – дело восстановления церковного единства, к которому так трудно и так долго шла Русская Церковь.
Очень важно сказать, что митрополит Лавр абсолютно не был ни публичным человеком, ни политиком – даже в самом положительном смысле этого слова. Он был монахом. Он не был по-светски слишком учен, не блистал красноречием, не обладал внешне приметным даром убеждения или человеческой яркости. Но всякий, кто с ним общался сколько-нибудь долго, не мог не заметить редкой – в наше время особенно – добродетели. Сейчас люди в своих словах обычно бывают лучше, чем в своих делах. У митрополита Лавра было удивительное соответствие того, что он говорил, тому, что делал.
Для нашей Церкви очень важно, что именно такой человек, который всю свою жизнь искал волю Божию, стал тем, кто объединение сначала внутренне признал, а потом к нему шел, за него боролся и в его необходимости убеждал других людей. Когда-то приняв решение перед Богом и совестью, что единство церковное – это то, чего сейчас можно и должно достигнуть, он никогда от этой цели не отступал. Я думаю, что этому главному его жизненному завету сейчас все мы должны следовать и очень бережно его нести.
И чадам Зарубежной Церкви, которым предстоит непростой период выбора Первоиерарха (заведомо можно предположить, что многие так или иначе постараются использовать эту ситуацию для того, чтобы еще раз покуситься на новообретенное единство), и нам, чадам Московского Патриархата, кончина митрополита Лавра должна еще раз напомнить, что в Церкви все главное достигается не политикой, не человеческими устроениями, не византинизмами и не расчетами – оно достигается искренностью, предстоянием пред Богом и молитвой. Если мы таким запомним Владыку, если урок его жизни хотя бы в какой-то мере вынесем для своего жизненного пути, то это будет самое важное.
Его же Господь да упокоит в селениях Праведных. Об этом будем молиться, в это несомненно верим, как верим и в то, что ныне, по кончине земного пути, он так же будет предстательствовать за единую Русскую Церковь, как делал все, чтобы она была единой, во время своего служения.