Искусство рождается ниоткуда и не для чего

Так считает известный режиссер Сергей Соловьев. Все помнят его фильм «Асса». Хотя сам Соловьев не считает его ключевым в своей режиссерской карьере. Гораздо милее его сердцу «Нежный возраст» и «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви». Последний показывали недавно (14 марта) в Киноклубе МГУ, куда и пришел Соловьев побеседовать со студентами.
Встреча началась в 22 часа, и Соловьев сказал, что никуда не торопится, поэтому разговаривать можно долго. Начал он с того, что такиефото с сайта http://www.cinemagz.ru неформальные встречи могут быть куда интереснее интеллектуальных застолий в каком-нибудь Лондоне. Он вспомнил про город Рыбинск и про Ханты-Мансийск, где слушатели задавали интересные и важные вопросы о кино.

Концептуальности - нет

Сам Соловьев уже не молод, невысокого роста круглый краснощекий человек. Непростой, глаза выдают. Его тут же попросили рассказать о фильме «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви». Он сказал, что против всякой концептуальности в искусстве. Что замысла у него не бывает и не должно быть. Ты садишься писать сценарий без единой мысли в голове. И вот, когда ты заканчиваешь - понимаешь, что она появилась. И этот процесс и есть волшебство. А какие-то выдумки-подстройки и планы - это все пустое. Создание этого фильма, по словам режиссера, было самым свободным периодом в его жизни. Тогда он был женат на Татьяне Друбич (ее часто можно увидеть в фильмах Соловьева). Как-то она вслух начала рассуждать о том, какая это хорошая профессия - сценарист. Можно выдумать что угодно. И он спросил, есть ли у нее мысли. Тогда Татьяна сыграла мелодию «Черная роза - эмблема печали» в веселом расположении духа, и получилось - позитивно. А потом проделала все то же самое, но наоборот, тогда музыка зазвучала грустно. Соловьев сказал, что этого уже достаточно для того, чтобы снять кино. С этого и началась история. Фильм приобрел Музей современного искусства в Нью-Йорке. И автора пригласили на премьерный показ. На дворе был 1991 год. Соловьев летел в самолете и не знал, что в это время в Москве разворачивались события первого путча. «В Нью-Йорке на нас посмотрели как на покойников», - поделился режиссер. Им выдали 600 долларов на шесть дней пребывания в США. (Соловьев помнит многие детали событий своей жизни). По тем временам это были огромные деньги. Соловьев вспоминает, что был очень удивлен и не знал, что с ними делать. В Нью-Йорке фильм ждал успех. Вся русская диаспора пришла посмотреть кино. Сам режиссер говорит, что можно долго с умным видом рассуждать о том, что тоталитаризм - это плохо, а демократия - самое оно, что тот или иной режиссер что-то предвидел, планировал. Про себя он говорит, что, когда снимал, ни о чем таком и близко не думал. Делать такое кино ему было нестрашно, вопреки создавшемуся мнению о советской идеологии. Он говорит, что тогда было гораздо свободнее, чем сегодня. Сейчас - пресс денег.

Актер

Сцены сумасшествия в конце фильма были сняты всего за пять-шесть часов. Он впервые пригласил к себе сниматься Абдулова, который в это время играл Гамлета в театре и хотел интеллектуальных разговоров. Но у Соловьева просто не было на них времени, и он во время проб попросил Абдулова лечь на пол и изобразить сумасшедшего. Тот сначала сопротивлялся, но потом сделал.

Сергей Соловьев ценит в актерах естественность. Считает, что если ее нет, то нет и актера. При этом он говорит, что служитель Мельпомены должен быть интересен: «Он может чесать глаз, но это будет так, что смотришь и насмотреться не можешь». Он ищет эту естественную даровитость в актерах и не понимает, как сегодня продюсеры пытаются протолкнуть чьих-то дочерей на главные роли.

фото с сайта http://www.cinemagz.ruСегодня

Вообще о современном кинопроцессе, зрителе и производителе Сергей Соловьев отзывался далеко не с восторгом. Он сказал, что ВГИК как заведение вообще можно закрыть. Его поразило, что студенты-первокурсники говорят о каких-то боевиках, отрубленных ногах и погонях. Зато потом, к концу первого года обучения, они становятся первоклассными зрителями и никакими коврижками нельзя их подкупить и заставить смотреть всякую гадость. Соловьева удручает коммерциализация кино. Он даже предположил, что проще было бы открыть отделение в финансовом институте, посвященное кино. Он за то, чтобы в десяти залах современного кинотеатра не показывали одновременно боевики, триллеры, а давали альтернативу. Он привел в пример немецкие кинотеатры, где в любом из них можно посмотреть Тарковского, Иоселиани, Эйзенштейна. Как бороться с этим? Соловьев сказал, что мы уже боремся, когда собираемся в скромном зале и смотрим и обсуждаем.

Кинематограф 90-х он считает бессмысленным подражанием Западу, не нравится ему и творчество Звягинцева, зато он уважает то, что делают женщины-режиссеры в нашей стране. И советует посмотреть фильм «Нирвана» никому почти еще не известного Игоря Волошина. «Он умеет делать то же самое, что делал Бертолуччи, только лучше», - высказался режиссер.

Магия кино

Кино - это магия. Она вырастает не из логики, а из чувств. Так считает Сергей Соловьев. Если зритель научится смотреть и чувствовать кино, то станет счастливейшим человеком. По Соловьеву, в каждом гениальном фильме есть всего одна важная вещь - двухминутный эпизод или отдельный кадр, который заставляет затаить дыхание и просто смотреть, не понимая что, как, зачем и почему. Он рассказывал, что такой момент видел однажды в каком-то фильме. Девушка куда-то бежала, а потом подошла к колодцу, опустила туда руку, и вокруг ее пальцев начали образовываться серебряные круги и расходиться пузырьками. Зачем это было? Загадка до сих пор, но это то самое. Соловьев вспомнил «Зеркало» Тарковского (как же без него). Эпизод, когда Маргарита Терехова мыла волосы в тазу, а сверху лилась вода. Это необъяснимое завораживает. Мы понимаем, что это сон. Умение рассказать свой сон - это кино. Однажды Тарковский сказал Соловьеву, что видел гениальный фильм. Матрас, подушка, человек спит. Камера показывает, как он спит, ворочается, что-то говорит, дышит. Фильм длится восемь часов. Сначала Сергей уходил попить кофе, покурить, а человек все спал. После первых четырех часов Сергей стал смотреть не отрываясь, а когда фильм закончился, он понял, что хочет посмотреть это с самого начала.

Анна Каренина

Фильмы Соловьева отличаются эпатажем, выдумкой, юмором. Актеры всегда самые лучшие. Музыка - часто «БГ». Темы - вечны, но события -  всегда на фоне противоречивой истории современности. Но еще одна форма приложения творчества -  это классика. Соловьев снимает по Чехову. В театре он поставил пьесы «Три сестры», «Дядя Ваня», «Чайка». Однако очень давно в режиссерских кругах обсуждалась идея экранизировать произведение Толстого «Анна Каренина». Забегая вперед, скажем, что на широкие экраны этот фильм выйдет 18 сентября этого года. А история с «Анной...» началась больше тридцати лет назад. В 1975 году выпускник ВГИКа Соловьев летом отправился в деревню с друзьями. Он хотел позагорать на солнышке и, чтобы было чем заняться, решил почитать. В деревенском домике он случайно обнаружил какую-то книжку с оторванной обложкой, устроился на полуживой раскладушке и начал читать. Прочитав несколько страниц, он понял, что это та самая «Анна Каренина», которую он не одолел несколько лет назад. Книга так увлекла режиссера, что он не заметил, как сгорел на солнце. Тогда он подумал, что неплохо было бы снять фильм по книге. Но Александр Зархи, режиссер «Карениной» 1967 года, был еще жив. И это, по словам Соловьева, не позволяло ему совершить такой дерзновенный поступок. Хотя сам он вспоминает, что случайно (опять случайно) попал к Лапину, председателю Гостелерадио, который спросил его о планах. Тот ответил, что хочет снять «Анну Каренину». Как? А так, просто снять. А сценарий есть? Нет, без сценария. Как без? А так, по книге, главу за главой. А в международной практике такие случаи есть? Нет. А-а, все ясно.

Бог

Вопрос Бога и веры - непубличный вопрос для Соловьева. Он это не обсуждает. Но концовка ленты «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» целиком взята из жизни режиссера. В фильме мальчика крестили. Сергей Соловьев сказал, что он крестился вместе со своим сыном в зрелом возрасте. И считает это важным событием в своей жизни.

Критика

Когда не знаешь, что сказать, проще всего поругать. Вообще проще всего ругать, считает режиссер. Это он говорит о критике увиденного, услышанного, прочитанного. Он сказал, что ему самому проще и мудрее сказать, что замысла и плана нет. А есть случайность. Соловьев не любит искусственно создавать какие-то ситуации, ему нравится наблюдать за тем, как складываются обстоятельства, нравится реагировать на них. По крайней мере, так он говорит.

Когда слушаешь этого человека и смотришь его фильмы, то создается иллюзия того, что все получается само собой и за этим ничего не стоит. Что кино, искусство вообще рождается из ничего и не для чего. Может быть, так оно и есть. Но 4 сентября на российские экраны выйдет продолжение фильма «Асса» - «Асса-2»; а 18-го - «Анна Каренина».

Киноклуб МГУ ГЗ проводит показы фильмов каждую неделю. Встречи с режиссерами случаются раз в месяц, иногда чаще. Приходить могут все желающие. Расписание киноклуба можно посмотреть здесь: http://www.cinemagz.ru

Фотографии взяты с сайта http://www.cinemagz.ru 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале