«Мартовские» режиссёры и их фильмы
Фото: Masterclass.com |
1 марта родилась Валерия Гай Германика (1984) — режиссёр реалистичной и жёсткой молодёжной драмы «Все умрут, а я останусь» (2008). В этом сегменте российского кино Германика опередила других молодых режиссёров — как Ивана И. Твердовского с «Классом коррекции» (2014), так и Наталию Мещанинову с «Комбинатом "Надежда"» (2014).
Также 1 марта родились Рон Ховард (1954) и Зак Снайдер (1966). Первый запомнился оскароносными «Играми разума» (2001), а у второго можно выделить «Хранителей» (2009). «Хранители», снятые по одноимённому комиксу Алана Мура и Дэйва Гиббонса, представляют собой эталон супергеройского кино — в этом жанре трудно найти более мрачную и драматичную историю.
Главное же: 1 марта родился необычный классик французского кино Жак Риветт (1928–2016). Один из его фильмов — «Очаровательная проказница». В этой драме 1991 года сошлись звёзды европейского кино — Эммануэль Беар, Мишель Пикколи и Джейн Биркин. История вроде бы простая: молодой художник Николя и его подружка Марианна приезжают в гости к маститому художнику Эдуарду, находящемуся в затяжном творческом кризисе. Глядя на юную Марианну, Эдуард возвращается к своей давней идее фикс — нарисовать картину с «очаровательной проказницей». Марианна начинает позировать Эдуарду, но это, казалось бы, невинное занятие грозит разрушить жизни всех сопричастных — Марианны, Николя, Эдуарда и его жены Лиз.
Жак Риветт и Эммануэль Беар в фильме «Очаровательная проказница» |
«Очаровательная проказница» — это кино о создании одной картины. Да, все четыре часа нам показывают эту работу: первые наброски, поиск нужной позы, мучительные паузы, споры художника и натурщицы (даже не споры, а упрямая полускрытая война). Ещё никто не показывал художника за работой столь дотошно (до тошноты). Это фильм о поиске последнего — возможно, предсмертного — вдохновения. Это фильм о тайном ужасе, который скрывается как в творчестве, так и в жизни. Иногда в эти бездны лучше не заглядывать. Ну, разве что в кино.
4 марта родился Пол У. С. Андерсон (1965), прославившийся фантастическими боевиками «Смертельная битва» (1995) и «Обитель зла» (2002). Эти фильмы были сняты по мотивам культовых компьютерных игр Mortal Kombat и Resident Evil, тем интереснее, что дебют Андерсона в кино был совсем другим. Драма «Шоппинг» вышла в 1994 году и представляет собой пример наследования наивным и бунтарским 80-м. Главные герои — Джо (Сэди Фрост) и Билли (Джуд Лоу) — молодые бродяги, Бонни и Клайд рубежа 80–90-х. Они никого не убивают, но промышляют угоном автомобилей, причём делают это не ради перепродажи. Билли — «адреналиновый маньяк», которому нужно всё больше и больше экстрима. На угнанных автомобилях герои врезаются в витрины магазинов, вынося оттуда товары. Это «панковский» фильм, в котором чувствуется дух американских 80-х: тёмные улицы, уличные банды, быстрые автомобили (наиболее характерным примером такого кино являются «Улицы в огне» 1984 года). А ещё здесь можно увидеть в маленьких ролях молодого Шона Бина («Властелин колец: Братство кольца») и певицу Марианну Фейтфулл. Отдельный штрих: после этого фильма Сэди Фрост и Джуд Лоу поженились, как бы продолжив историю Джо и Билли уже за пределами экрана и в более позитивных тонах.
Пол. У. С. Андерсон и Милла Йовович. Фото: РИА Новости |
В этот же день родились англичане Гарт Дженнингс (1972) и Эдриан Лайн (1941). Дженнингс снял замечательный музыкальный мультфильм «Зверопой» (2016), а Лайн — самую известную экранизацию «Лолиты» (1997) и драму «Лестница Иакова» (1990). Последняя рассказывает об американце Джейкобе (Иакове), переживающем посттравматический синдром после Вьетнамской войны. В отличие от других фильмов на похожую тему (например, легендарного «Охотника на оленей») «Лестница Иакова» имеет более мистическую и параноидальную атмосферу. Тем не менее она оказала значительное влияние на развитие жанра «хоррор».
5 марта родился классик итальянского кино Пьер Паоло Пазолини (1922–1975). Его творческий путь потрясает: начинал он с социальной драмы «Аккаттоне» (1961), а закончил скандальным фильмом «Сало, или 120 дней Содома» (1975) — жестоким и своеобразным переосмыслением «Божественной комедии». О первом фильме хотелось бы поговорить подробнее. Это драма в духе послевоенного итальянского неореализма, рассказывающая о бедных жителях трущоб. Главный герой — Витторио по прозвищу «Аккаттоне» — мелкий сутенёр, не желающий работать и всё свободное время проводящий на улице. Когда его любовница Маддалена попадает в тюрьму, он остаётся без средств к существованию. Так начинаются его метания по улицам в попытках выжить.
Кадр из фильма «Аккаттоне» Пьера Паоло Пазолини |
В «Аккаттоне» присутствует всё, за что мы любим старое итальянское кино — пыльные солнечные улицы, шумные компании, громкие ссоры, безумные пари, отчаянные поступки, юмор, ревность и любовь. Подобная беззаботная ярость из современного кино давно ушла, но здесь она есть. Имеется тут и чисто итальянские «шуточки»: «Не думай, что мы итальянцы. Мы, неаполитанцы, не как итальянцы». И даже настоящая мудрость: «Пророк сказал так: сегодня ты продашь кольцо, завтра — цепочку, через семь дней — часы, а через семьдесят семь дней у тебя не будет и глаз, чтобы поплакать».
6 марта родились Анджей Вайда (1926–2016), Марк Донской (1901–1981) и Роб Райнер (1947). У Вайды много замечательных фильмов, но из них хочется выделить военные — «Пепел и алмаз» (1958) и «Пейзаж после битвы» (1970). У Донского я бы отметил самый последний фильм «Супруги Орловы» (1978) — серьёзную семейную драму с неожиданными феминистскими мотивами. А ещё я бы сказал, что это наша русско-крестьянская «Смерть в Венеции».
Кадр из фильма «Останься со мной» Роба Райнера |
Райнер многим запомнился как режиссёр «Мизери» (1990) — одной из самых удачных экранизаций произведений Стивена Кинга. Но его главное «сокровище» — молодёжная драма «Останься со мной» (1986). Это лучший фильм, передающий дух летних приключений поры детства. Таких фильмов снимают мало. С натяжкой к этой категории можно отнести «Зеркальную кожу» (1990) и «Королей лета» (2013). Но первый фильм уходит в сторону триллера и мистики, а второй — рассказывает про более взрослых ребят (но обе эти картины также достойны вашего внимания).
7 марта родился Мэттью Вон (1971), режиссёр душевной супергеройской комедии «Пипец» (2010).
9 марта родился Жан-Марк Валле (1963), режиссёр «Далласского клуба покупателей» (2013) — известной социальной драмы о борьбе со СПИДом. За роли в этом фильме Джаред Лето и Мэттью МакКонахи получили по оскаровской статуэтке. Впервые в своих карьерах.
10 марта родился младший из братьев Дарденн — Люк (1954). Братья Дарденн — любимчики Каннского фестиваля, дважды получавшие «Золотую пальмовую ветвь» (в 1999 году за «Розетту» и в 2005-м за «Дитя»). Этому дуэту удалось достигнуть максимального жизненного реализма в фестивальном кино. На российской почве похожее кино делает Бакур Бакурадзе, который, к слову, тоже родился в марте — 16 числа. Но советовать фильмы Бакурадзе и братьев Дарденн можно только самым терпеливым любителям артхауса. Остальным будет просто скучно.
Кристоф Ганс на съёмках фильма Silent Hill |
11 марта родился французский режиссёр Кристоф Ганс (1960). Фильмы, снятые по компьютерным играм, редко бывают по-настоящему удачными. Но в 2006 году Ганс справился со сложнейшей задачей — смог достойно экранизировать культовую компьютерную игру Silent Hill, передав на киноэкране всю её мрачную завораживающую красоту. Помимо этого Ганс снял псевдоисторическое псевдофэнтези «Братство волка» (2001). И пусть вас не смущает приставка «псевдо» — режиссёру удалось сделать масштабное увлекательное кино на уровне качественного Голливуда.
Также 11 марта родился американец Рауль Уолш (1887–1980). Легендарный человек, работавший актёром в эру немого кино, а впоследствии ставший заметным режиссёром.
В его режиссёрской фильмографии можно выделить нуар «Ревущие двадцатые, или Судьба солдата в Америке» (1939). «Хороший парень» Эдди возвращается с полей Первой мировой войны и быстро понимает, что ему нет места в новой послевоенной Америке. Уставший от неприкаянности, Эдди соглашается на работу бутлегером и ступает на путь лёгких криминальных денег. Вместе со старым армейским приятелем Джорджем он развивает собственный нелегальный бизнес, не гнушаясь даже уличными войнами.
Рауль Уолш. Фото: Zff.com |
«Ревущие двадцатые» отлично иллюстрируют послевоенный период в Америке вплоть до Великой депрессии: послевоенная безработица, Сухой закон, расцвет подпольного бизнеса. Это романтическое, но жёсткое кино, в котором нашлось место и мягкому ненавязчивому юмору. Актёров из этого фильма вы могли видеть в лучшей классике американского кино: Джеймс Кэгни играл в «Ангелах с грязными лицами» (1938), Присцилла Лэйн — в «Мышьяке и старых кружевах» (1944), Глэдис Джордж — в «Мальтийском соколе» (1941), а ведь тут есть ещё и Хамфри Богарт в одной из своих самых отрицательных ролей. Запоминающееся зрелище.
12 марта родился Андрей Смирнов (1941), которого многие любят за фильм «Белорусский вокзал» (1971), но не стоит забывать о замечательной «Осени» (1974). В это время Ингмар Бергман снимает потрясающие «Сцены из супружеской жизни». В Советском Союзе столь откровенное кино о семейных отношениях снять гораздо тяжелее, но Смирнов делает для этого всё возможное. «Осень» — психологическая семейная драма высшего уровня и тот самый случай, когда «искусство требует жертв». После этого фильма карьера Смирнова-режиссёра пошла на спад. В строгую советскую кинодействительность такие свободолюбивые люди не вписывались.
18 марта родился Рене Клеман (1913–1996). Это настоящий классик французского кино, вспомнить хотя бы мелодраму с Жаном Габеном «У стен Малапаги» (1949). В позднем периоде творчества этого режиссёра можно выделить криминальный триллер «Пассажир дождя» (1970).
Кадр из фильма «Пассажир дождя» Рене Клемана |
Молодая женщина по имени Меланхолия убивает насильника в собственном доме. Ей стыдно рассказывать о пережитом насилии, поэтому она просто избавляется от трупа. Вскоре Меланхолию начинает преследовать таинственный незнакомец, знающий о её тайне. Между двумя людьми начинается долгое странное противостояние.
«Пассажир дождя» — напряжённый триллер с минимумом экшена. Роль таинственного незнакомца исполнил здесь окончательно заматеревший Чарльз Бронсон, на тот момент уже успевший сыграть яркие роли крутых парней в «Великолепной семёрке» (1960), «Грязной дюжине» (1967) и «Однажды на Диком Западе» (1968). В «Пассажире дождя» он воплощает то, что можно назвать «обаянием зла». Его персонаж — самоуверенный и наглый тип, который весь фильм кружит вокруг Меланхолии с кошачьей ухмылкой, так что даже не понятно, кто он: посланник мафии, правительственный шпион, друг или наёмный убийца? Или в самом деле — кот на двух ногах? Такие непрошибаемые персонажи характерны для американского кино того времени, например, криминальных триллеров с Ли Марвином (см. «В упор» 1967 года). Важно, впрочем, другое: «Пассажир дождя» научит вас гадать о любви при помощи грецких орехов, а такое знание в хозяйстве пригодится.
22 марта родился Григорий Козинцев (1905–1973), которого мы помним по экранизациям великих произведений мировой литературы — «Дон Кихота» (1957), «Гамлета» (1964) и «Короля Лира» (1970).
Григорий Козинцев |
23 марта родился Михаэль Ханеке (1942), мастер жестокой психологической драмы и режиссёр таких фильмов, как «Забавные игры» (1997) и «Пианистка» (2001). Особняком в его фильмографии стоит «Любовь» (2012) — щемящая история о пожилой паре, столкнувшейся с ужасной болезнью.
Надо сказать, что фильмов про отношения пожилых людей снимается мало. С ходу вспоминаются разве что «Сарабанда» Бергмана и «45 лет» (2015) — неплохая драма ещё одного именинника Эндрю Хэя (род. 7 марта 1973 г.). Так что Ханеке удачно занимает полупустую нишу, а помогают ему в этом актёры, которых вы можете помнить по великим фильмам прошлого, — Жан-Луи Трентиньян («Конформист») и Эмманюэль Рива («Хиросима, моя любовь»).
Жорж и Анн живут в старой парижской квартире, вместе завтракают и ходят на концерты классической музыки. Внезапно Анн настигает гемиплегия. Болезнь постепенно прогрессирует, лишая Анн воли к жизни. Жорж поддерживает её всеми возможными способами, но этого становится недостаточно…
Михаэль Ханеке (слева) на съёмках фильма «Любовь» |
Болезнь как испытание для отношений — тема не новая. Об одном таком фильме мы недавно уже писали. Но «Любовь» совсем другая. Эти фильмы настолько разные, насколько отличаются в них саундтреки. Современная танцевальная музыка «Молочных зубов» меркнет перед Шубертом из «Любви». «Impromptu opus 90 — no1» действительно звучит у Ханеке, но в нашем тексте это сочинение упоминается по другой причине: смотреть «Любовь» — всё равно что слушать классическую музыку в консерватории. Нужно сесть и затаиться на два часа без лишних движений и звуков. «Любовь» — камерное кино для тихого внимательного просмотра. Настоящие чувства требуют тишины.
P.S. Если же тема утраты близкого человека оказалась вам близка, то обратите внимание на «Мою маму» Нанни Моретти. В 2015 году этот фильм не зря был отмечен христианским жюри Каннского фестиваля.
31 марта родился Нагиса Осима (1932–2013) — скандальный мастер японского кино, среди прочего снявший военную драму «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» (1982). Это лучшая картина с участием Дэвида Боуи. В 1983 году она могла бы победить на Каннском фестивале, но проиграла другому японскому шедевру «Легенда о Нараяме», который тоже затрагивает тему потери близких.
Дэвид Боуи и Нагиса Осима |
На самом деле, интересных режиссёров, родившихся в марте, ещё больше. Про всех рассказать не получится, так что упомянем только самых значительных: Бертран Блие (14 марта, 1939), Брюно Дюмон (14 марта, 1958), Дэвид Кроненберг (15 марта, 1943), Бернардо Бертолуччи (16 марта, 1941–2018), Люк Бессон (18 марта, 1959), Спайк Ли (20 марта, 1957), Питер Брук (21 марта, 1925), Акира Куросава (23 марта, 1910–1998), Дэвид Лин (25 марта, 1908–1991), Мартин МакДона (26 марта, 1970), Квентин Тарантино (27 марта, 1963), Майкл Уинтерботтом (29 марта, 1961), Алехандро Аменабар (31 марта, 1972), Рой Андерссон (31 марта, 1943), Фолькер Шлёндорф (31 марта, 1939).