Женщины Ветхого Завета
Лукас Кранах, «Адам и Ева» |
Подойти к рассмотрению темы, связанной с ролью и местом женщины в Ветхом Завете, можно двумя путями. Проще всего перелистать с большей или меньшей тщательностью страницы всех пятидесяти ветхозаветных книг, вычленить оттуда главы и строки, где фигурируют женщины, и последовательно рассмотреть каждый из этих образов.
Но важнее, интереснее и правильнее ― посмотреть на тему как бы сверху, в контексте исторических, культурных, религиозных традиций ветхозаветного Израиля и окружавшей его античной ойкумены.
Ветхий Завет создавался на протяжении тысячелетия. Ветхозаветная история простирается от сотворения человека до Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса Христа. Условно её можно разделить на два больших отрезка: до и после того момента, когда Бог заключил с евреями Завет, дал им через Моисея десять заповедей, правила и установления жизни. Поэтому и о роли ветхозаветной женщины можно говорить, чётко различая эту границу эпох. И образ первой женщины Евы не может оцениваться по тем же критериям, что и образы, скажем, Юдифи или Руфи, живших уже по закону Моисея.
Книги Ветхого Завета свидетельствуют о глубочайшем почтении к женщине. Внимательное чтение ветхозаветных текстов показывает, что если женщина и не пользуется в обществе положением, равным положению мужчины, то вовсе не из-за её неполноценности, но лишь потому, что ей отведена своя, особая роль.
Мы остановимся на некоторых наиболее важных женских образах Ветхого Завета, постараемся рассмотреть и опровергнуть распространённые мифы о второстепенности как самой ветхозаветной женщины, так и её роли в истории.
Прежде всего зададимся вопросом: какова была цель сотворения женщины? Первая книга Ветхого Завета ― книга Бытия ― вкладывает в уста Бога ответ на этот вопрос: «нехорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему [Адаму. ― Г. П.]» (Бытие, гл. 2, ст. 18). Женщина (в первых главах она еще фигурирует без имени) становится идеальной и необходимой спутницей мужчины.
«Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего», ― говорит Адам (Бытие, 1:23). Интересно, что на древнееврейском языке слово «жена» (иша) ― производное от слова «муж» (иш), и дословный перевод этих слов был бы такой: «Она будет называться мужчиницей, ибо взята от мужа своего».
Таким образом, уже самим фактом имени показывается соответственность женщины мужчине. Мужчина и женщина не только равны, но и дополняют, помогают, соответствуют друг другу, они взаимозависимы и взаимоподчинены. Равенство Адама Еве ― это равенство первого среди равных. Фактически, Ева ― alter ego Адама.
Книга Бытия сообщает, что женщина сотворена во время крепкого сна Адама: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку» (Бытие, 2:21-22). Этот сон ― символ тайны, которой окружено появление женщины, тайны её Божественного происхождения. Ведь Адам не чувствовал боли ни когда Бог лишал его ребра, ни после, когда проснулся.
Авраам, Сарра и Исаак |
Некоторые острословы говорят, что женщина создана из ребра ― единственной кости, где нет мозга. Так можно шутить, лишь не зная первоисточников. Дело в том, что значение слова «ребро» в древнееврейском языке гораздо шире, чем в русском: это и «часть», и «грань», и даже «кость, которая хранит и защищает жизнь». Иоанн Златоуст в «Беседах на книгу Бытия» указывает на то, что именно это место ближе всего к человеческому сердцу.
После грехопадения роль женщины изменилась: мужчина получил над нею власть, верховенство, которого не было ранее. Это, в частности, выражено в факте наречения Адамом имени своей жене. В древнееврейской традиции наречение имени всегда являлось актом власти, и если, ещё до появления Евы, Адам дал имена всем животным, жившим с ним в Эдеме, показывая тем самым свою власть над ними, то имя жене он дал только после грехопадения.
В дальнейшем ― на долгие столетия ― роль и место женщины далеко уходят от эдемских идеалов равенства с мужчиной. У потомков Адама и Евы устанавливается многожёнство (две жены были, например, у внука Авраама Исава), появляются законы, которые принижают роль женщины в семье и обществе. Так, например, из-за невозможности забеременеть и родить ребёнка жена Авраама 77-летняя Сарра, действуя в духе законов того времени, дала 86-летнему Аврааму в наложницы свою служанку, египтянку Агарь (Бытие, глава 16). Ребёнок, родившийся от этой связи, Измаил, считался законным сыном Авраама и Сарры.
В другом проявлении этого закона предусматривалось, что если муж умрёт в браке бездетным, то его вдова не считалась вправе распоряжаться своим дальнейшим жизненным путём: за неё должен был выйти его брат, причём дети, которые родятся от этого брака, будут считаться детьми покойного брата. В случае смерти брата на вдове обязан был жениться его третий брат и т.д. Нарушителям этого закона устанавливались наказания.
Очень характерен случай, описанный в 38-й главе Бытия. Некто Фамарь вышла замуж за праправнука Авраама Ира. Он умер бездетным. Женившегося на ней брата Ира Онана постигла та же участь. После этого их отец Иуда, опасаясь смерти своего третьего сына, Шелы, отказался дать его в жёны Фамари. Тогда огорчённая Фамарь оделась блудницей, заманила в свои сети свёкра и забеременела от него. Когда беременность стала достоянием гласности, Фамарь была оправдана.
Кстати, это установление повторяется и в Законе Моисея (Второзаконие, 25:5-10). В основу Закона легли десять заповедей ― их Моисей получил от Бога на горе Синай, мимо которой проходил путь бежавших из египетского плена евреев. Не вдаваясь в подробности многочисленных предписаний и запретов законодательных книг Левита и Второзакония, постараемся определить роль, которую закон отводил женщине в обществе и в сравнении с мужчиной.
Прежде всего закон Моисея был дан всему народу ― как мужчинам, так и женщинам (Второзаконие, 1:1). В книге Неемии рассказывается, что священник Ездра принёс «закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона» (Неемия, 8:2-3). И мужчины, и женщины должны были учить закону своих детей. Это наставление Второзакония (6:4-7) через века повторяет в притчах царь Соломон: «Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей» (Притчи, 6:20).
Продолжение следует...
Впервые опубликовано 28 марта 2008 года