Львов. Конечная
К последним также обычно относят дискуссии на «околосталинские» темы и все, что так или иначе связано с вопросами украинской самостийности. Наверное, любой журналист или блогер, когда-либо затрагивавший последнюю тему, может подтвердить этот отнюдь не очевидный факт. Ведь казалось бы: ну, украинская, ну, самостийность. Кто-то выступает против нее, но она, тем не менее, существует. Пусть не абсолютная, а относительная (как и любая другая независимость). Это факт. Быть может, «клинический», но все-таки факт. И исходя из примерно такой цепочки размышлений, я некогда зарекся писать на «околоукраинскую» тематику, хотя в свое время на оную мною сказано было немало (как в православных СМИ, так и в сугубо светских).
Однако есть моменты, которые неизменно будят в любом публицисте графа Толстого с его хрестоматийным «Не могу молчать!» Для каждого эти моменты разные, но, если оценить состояние отечественных медиа- и блогосферы последних двух дней, то становится ясно, что пока еще очень и очень многих моих коллег из пишущей братии объединяет отношение к памяти о Великой Отечественной войне.
Этот момент очень важен. Он, подобно лакмусовой бумажке, определяет, сохранилось ли в нашем обществе чувство сакрального. Что греха таить, по степени реальной воцерковленности современные великорусы отстоят очень далеко от радужных иллюзий многих столичных миссионеров, и именно поэтому священное отношение к памяти поколения Последней Русской Победы лично для меня значит куда больше, чем формальное позиционирование себя «православными». Можно сколько угодно говорить о том, что, мол, сакрализация Победы является чуть ли не полуязыческой эрзац-религией, что она «стала в каком-то смысле спасением для сталинского режима», что именно она мешает воспитанию новоначальных православных в духе христианского универсализма, но для абсолютного большинства граждан России (вне зависимости от их религиозной принадлежности или отсутствия таковой) отношение к ветеранам – благоговейно. Хотя и различно: от тихой благоговейной молитвы до яростного «За наших стариков – уши отрежем!»
Так получилось, но в прошедший День Победы две этих темы – украинская и победная – слились воедино. Причем в самом тяжелом и неприглядном виде. Мы уже привыкли к шествиям бандеровцев по киевскому Крещатику. Свыклись со сносом «Бронзового солдата» в Эстонии и советского Мемориала воинской славы в Грузии. Свыклись, и, кажется, на время даже забыли об этом. Но, как оказалось, историческая память, сопряженная с заповедью почитания своих отчичей и дедичей, не позволила спокойно смотреть, как в День Победы во Львове нынешние «бандеровцы», пламенные борцы за украинскую независимость и пересмотр нашей общей истории, при фактическом попустительстве правоохранительных органов, попытались перевернуть несколько автобусов с ветеранами Великой Отечественной войны. И именно поэтому 9 и 10 мая русская блогосфера, что называется, «взорвалась».
Понятно, что среди множества сообщений, исполненных праведного гнева (вплоть до таких гротескно-изуверских, как: «Львовских ублюдков "националистов" - вывезти и отдать на съедение каннибалам!»), сегодня сложно найти трезвую аналитику. А потому внешне спокойные высказывания некоторых умеренных украинских националистов о том, что де «во Львове произошла провокация, а вы все повелись на нее», стороннему наблюдателю в первом приближении могут показаться правдоподобными. Более того, чисто спекулятивно от оных утверждений несложно дойти и до умозаключений о том, что это как раз таки стремительно теряющему поддержку своих же избирателей Януковичу сегодня выгодно взращивать жупел нациста Тягнибка, дабы предельно маргинализовать все оппозиционное поле и в дальнейшем «при любой погоде» выйти «победителем фашистов». Да, все это было бы очень похоже не правду, если бы не тот факт, что во «Львовском побоище» приняла участие не группа «неофашистских молодчиков», но значительная часть молодежи города, и что никто из представителей среднего поколения не остановил своих детей в их желании расправиться с 80-90-летними ветеранами.
Когда нам говорят, что западные украинцы больше других натерпелись от НКВД, я готов в это поверить. Когда говорят, что галичане куда «воцерковленнее» русских, я нисколько не сомневаюсь (к слову, 9 мая во Львове разъяренные юнцы нападали на стариков-ветеранов как с криками «Ганьба!», так и… с возгласами «Христос воскрес!»). Но в одно я уже точно никогда не поверю – в то, что с этими людьми мы когда-нибудь сможем вновь жить в одном государстве. Впрочем, осознавая свое родство с киевлянами и одесситами, харьковчанами и луганчанами, я понимаю, что и для большинства из них совместная жизнь с галичанами – тяжкое бремя. И именно поэтому вчера в своем блоге я написал отнюдь не оптимистические слова:
«Пусть Галиция будет свободной европейской "державой", частью Евросоюза и еврозоны. Но так хотя бы галицийская зараза <…> не будет распространяться по остальной Украине. Только так последние ветераны Киева и Харькова будут уверены не только в том, что завтра их не изобьют "идейные" гопники-антисоветчики, но и в том, что послезавтра их могилы будут сохранены от вандалов. В противном случае - рано или поздно - Украина полностью станет русофобской. А в "перевоспитание" (хоть "гуманитарное", хоть "насильственное") галичан я не верю...»
И важным подтверждением этой моей мысли стали слова одного киевлянина:
«Я сам восточный православный украинец. Только и только отделение греко-католических регионов Украины от остальной Украины (я вообще считаю украинцев греко-католиков и украинцев, верных УПЦ (МП), разными нациями). Иначе они заразят свои "раком" всю остальную Украину. Они никогда не сдадутся и будут пытаться навязывать свое видение Украины всем остальным. Слова Дурново, высказанные им в записке Государю в 1914 году, оказались пророческими: "единственным призом в этой войне может быть Галиция, но ...только безумец может хотеть присоединить Галицию. Кто присоединит Галицию, потеряет империю"…»
Впрочем, у Бога все возможно, и, быть может, Его чудом еще возродится Галицкое русофильское движение, задушенное в австро-венгерских концлагерях Первой мировой, и до сих пор не переименованная Русская улица города Львова когда-нибудь станет символом нашего нового единения... Но пока мы живем по законам секулярного мира, лозунг, некогда выдвинутый вождем безбожной революции, увы, очень кстати: «Прежде, чем объединяться… мы должны сначала решительно и определенно размежеваться…»
Михаил Тюренков, главный редактор портала "Правкнига.Ру" специально для "Татьяниного Дня"