Десять фильмов о Великой Отечественной войне

Мало кто в нашей стране не знает, что 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Память о том страшном времени жива до сих пор, несмотря на то, что прошло больше 70 лет и с каждым годом ветеранов становится все меньше. Но у нас остаются стихи, песни, фильмы о войне, которые люди создали для того, чтобы переосмыслить военный опыт.

А зори здесь тихие

(1972, режиссер ― С. Ростоцкий)

Двухсерийный художественный фильм ― это экранизация известной одноименной повести писателя-фронтовика Бориса Васильева. Режиссер-фронтовик Станислав Ростоцкий говорил, что кино он снял в память о медсестре, которая вынесла его с поля боя.

События фильма, кстати говоря, снятого очень близко к тексту повести, происходят в 1942 году в Карелии. Пять девушек-зенитчиц, которых с большой натяжкой можно называть бойцами, и их старшина, Федот Васков, пытаются остановить немцев-диверсантов. Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галина Четвертак и Соня Гурвич гибнут одна за другой, хотя с виду суровый, но добрый Васков старается беречь девушек. В живых после неравного боя остается только он один.

До конца «А зори здесь тихие…» без слез досмотреть невозможно. Зрителя поражают девичья красота и чистота, искреннее стремление к счастью, любви и мирной жизни и тут же ― смерть, нелепость и безумие войны. Подчеркивается диссонанс добра и зла в фильме переменой цветных и черно-белых кадров: в цвете Ростоцкий снимал мирное время, на контрасте черного и белого ― войну. 

 

Баллада о солдате 

(1959, режиссер ― Г. Чухрай)

Черно-белый фильм, который длится по сегодняшним меркам недолго, всего полтора часа, был снят режиссером Григорием Чухраем.

Кинолента повествует об Алеше Скворцове, радисте, который умудрился «с перепугу» подбить два немецких танка. За это его награждают отпуском ― Алеша очень хочет увидеть маму и стремится домой изо всех сил. Но путь его долог и непрост, к тому же у Скворцова ― доброе сердце, он помогает всем, кто нуждается в его помощи. В конце концов, у него остается времени только на то, чтобы обнять мать и сказать: «Я вернусь!». Но домой Алеша так и не вернется ― он гибнет в деревне «с нерусским названием».

В фильме «Баллада о солдате» нет войны в привычном понимании ― нет взрывов, погонь, перестрелок. Есть действительно солдат ― простой человек, который ушел на войну и сложил там голову. В образе Алеши Скворцова создатели фильма попытались воплотить все хорошее, что есть, было и будет в русском человеке: доброе и большое сердце, память о доме, о семье, способность любить, ― то, что помогло победить в Великой Отечественной войне.

 

Блокада

(1973-1977, режиссер ― М. Ершов)

Художественный фильм из четырех частей, который создавался в течение семи лет, был снят по одноименному роману Александра Чаковского режиссером Михаилом Ершовым. «Блокада» ― своего рода первая военная эпопея в советском кинематографе.

Блокада Ленинграда ― одна из трагических страниц (да что там ― страниц! это несколько томов!) Великой Отечественной войны. Фильм Михаила Ершова посвящён мужеству и стойкости, проявленными людьми в тяжёлые дни обороны и блокады Ленинграда в 1941-1942 годах. Сюжет фильма повествует историю того, как простые ленинградцы пережили блокаду и как Ставкой Верховного Главнокомандования была организована оборона города. Один из немногих фильмов советского периода, где подробно отражены неудачи первых месяцев войны и неспособность Климента Ворошилова организовать оборону города.

Месяц за месяцем на экране проходят блокадные годы. И даже если помнить о том, что показанное в «Блокаде» приглажено и снято так, чтобы цензура не придиралась, ощущения у зрителя после просмотра ― соответствующие происходившему в блокадном Ленинграде.

 

В бой идут одни «старики»

(1973, режиссер ― Л. Быков)

Режиссер фильма актер Леонид Быков сыграл и главную роль в этом фильме. Его герой, Алексей Титаренко по прозвищу Маэстро, ― потрясающей силы образ, цельный и живой.

Фильм «В бой идут одни "старики"» повествует о буднях истребительного полка, в основном ― второй, «поющей», эскадрильи. Командир летчиков, Маэстро, набирает пополнение «желторотиков», на личном примере учит их всему, что умеет, растит из них «стариков», мстит за товарищей, любит хорошую шутку и добрую песню. «В бой идут один "старики"» ― одновременно веселая и грустная лента, в которой есть все: и любовь, и мечта, и подвиг, и борьба с врагом, и смерть. Фильм снят от души и с душой и посвящается «всем летчикам, не вернувшимся из боевых вылетов».

Рассказывают, что когда фильм показали маршалу авиации Александру Покрышкину, он, с трудом справляясь с чувствами, произнёс: «Всё так, как было…». Может, именно в этом секрет успешности киноленты, то есть ― неизменной зрительской любви и внимания к героям-летчикам, к Кузнечику, Ромео, Смуглянке, Маэстро, к добродушному технику Макарычу, к летчицам Маше и Зое.

 

Два бойца

(1943, режиссер ― Л. Луков)

Этот удивительно светлый и добрый фильм был снят во время войны в Ташкентской эвакуации режиссером Леонидом Луковым по повести Льва Славина «Мои земляки». Еще когда до победы было далеко и не всегда наши войска шли вперед, кинолента «Два бойца» дарила веру в то, что все будет хорошо и победа несмотря ни на что будет за нами. Может быть, именно в добром юморе и оптимизме секрет долголетия и популярности этой картины.

«Два бойца» ― это история настоящей мужской дружбы веселого одессита Аркадия Дзюбина и простоватого, но добродушного парня Саши с Уралмаша, Саши Свинцова. Они живут в условиях фронта, разговаривают, смеются, любят и думают о прошлом и будущем. А еще поют. Песни «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали», которые исполнил Марк Бернес, сыгравший лихого одессита, полюбились многим ― их слушают и поют до сих пор.

 

Женя, Женечка и «Катюша»

(1967, режиссер ― В. Мотыль)

Фильм Владимира Мотыля, сценарий для которого написал Булат Окуджава, можно называть «нестандартным» кино про войну. Он снят словно в пику чрезмерной героизации и пафосности ― чертам, которые с течением стали присущи многим художественным произведениям о войне.

Лента «Женя, Женечка и «Катюша»» рассказывает о молодом солдате Жене Колышкине, у которого все вечно идет наперекосяк. Он попадает в настолько комичные ситуации и настолько смешно в них живет, что так и хочется назвать его «ежиком» ― вслед за связисткой Женечкой Земляникиной, в которую Колышкин влюбляется, сначала безответно. «Ежик» случайно заходит на Новый год к немцам, в бою его придавливает ящиком, он оказывается на «губе» за хмельной «дебош». Женя Колышкин ― нестандартный человек, интеллигент, у него есть свое мнение, и он не вписывается ― ни в общий строй, ни в лад, ни… в войну. Его детскость и наивность, веселые глаза ― не для войны, с ее ужасами и смертью.

Когда гибнет Женечка, это становится очевидным ― взгляд Жени тухнет, становится серым и безжизненным…

На войне может быть любовь и лирика, но сама война ни любви, не лирики не рождает.

 

Завтра была война

(1987, режиссер ― Ю. Кара)

Еще один фильм по повести Бориса Васильева ― кстати сказать, писатель стал автором сценария для киноленты Юрия Кары.

Строго говоря, фильм «Завтра была войны» ― не о войне. О том, как жили накануне. О тех, кто пошел воевать за родную страну.

Действие картины происходит в провинциальном городке. Юным героям, школьникам, открытым для дружбы и любви, приходится столкнуться с политическим фанатизмом, предательством и ложью периода сталинизма, пережить страшные потери. Но они сохраняют душевную чистоту и верность своим идеалам. И именно они и будут защищать Родину в боях Великой Отечественной войны ― комсомолка Искра Полякова, дочь арестованного Вика Люберецкая, кокетка Зиночка, хороший товарищ Жора Ландыс.

Честный и жесткий фильм, который к финалу становится еще жестче ― ведь зритель знает, что за «трудным» високосным 1940-м годом придет 1941-й…

 

Летят журавли

(1957, режиссер ― М. Калатозов)

Фильм «Летят журавли», получивший в 1958 году Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля (единственный из всех советских фильмов), снял режиссер Михаил Калатозов по пьесе Виктора Розова «Вечно живые».

Рабочее название этого фильма было «За твою жизнь». За жизнь Вероники и своих родных уходит воевать на фронт Борис. За жизнь любимых людей гибнет. А дома его никак не могут дождаться ― сначала Вероника под давлением обстоятельств выходит замуж, потом, разочаровавшись в муже-подлеце, не верит в гибель Бориса…

Вообще, кинолента насыщена множеством сюжетных поворотов и событий ― их хватило бы не на одну серию, если бы фильм снимался где-нибудь в мексиканской телестудии. Удивительная эмоциональная сила сквозит в каждом кадре картины, заставляет сопереживать героям даже тогда, когда они совершают, казалось бы, непростительные ошибки. Но в том-то и дело, что «Летят журавли» ― фильм о любви, которая прощает все и всегда. И ошибка, проступок могут быть исправлены, если только человек ― не окончательный негодяй.

 

Они сражались за Родину

(1975, режиссер ― С. Бондарчук)

В фильме, снятом Сергеем Бондарчуком по одноименному роману Михаила Шолохова, собрались лучшие актеры советской эпохи ― Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков, Юрий Никулин, сам Бондарчук сыграл в картине одну из ролей. Их герои ― люди, защитившие родную страну. Да, они порой смешные, порой злые ― но они люди. Люди, достойные всяческого уважения за то, что жертвуют собой.

Действие картины происходит в 1942 году под Сталинградом. Измученные бесконечными непобедными боями, отступлением и потерями, солдаты Советской армии пытаются жить, философствовать, любить ― даже на войне.

«Они сражались за Родину» ― последний фильм Василия Шукшина. Во время съемок он скончался. Образ Петра Лопахина, созданный Василием Макаровичем в этой ленте, ― один из самых ярких и запоминающихся.

 

Семнадцать мгновений весны

(1973, режиссер ― Т. Лиознова)

Телефильм, состоящий из 12 серий, был снят по одноименному политическому детективу Юлиана Семенова.

Он уже давно разошелся на цитаты, а его герои стали героями анекдотов, что само по себе является признаком всеобщей народной любви. Штандартенфюрер Макс Штирлиц, пастор Шлаг, радистка Кэт, Борман и Мюллер ― все они словно старые добрые знакомые хотя бы раз в год входят в каждый российский дом, где смотрят телевизор.

Сюжет картины пересказывать и даже напоминать нет смысла, останавливаться на логических неувязках и неточностях в кадре ― тоже. Скажем только одно ― если у вас есть выбор, смотрите черно-белый вариант «Мгновений» ― с приходом цвета в фильме не осталось места правде момента, за которую ленту так любят. Ведь лирический и серьезный вместе с тем герой Вячеслава Тихонова, размышляющий то о красотах природы, то скучающий по супруге, должен существовать в черно-белом мире ― тем заметнее и явственнее трагедия и его жизни, и беды на земле…

P.S. Конечно, хороших фильмов о войне гораздо больше, чем десять, ― это факт. Но редакция «ТД» и не претендует на объективность в собственном выборе. А какие фильмы о Великой Отечественной войне памятны вам, дорогие читатели?

Впервые опубликовано 1 мая 2012 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале