Повесть о том, как Святая Русь фашистов победила. Великой Отечественной посвящается... Часть 2
Некоторые зарисовки Решетникова говорят о ненависти, которую настрадавшиеся люди испытывают к немецким захватчикам. Например, Василий рассказывает, как советские воины, конвоируя пленных немцев, попутно возвращают одной деревенской бабушке корову, которую фашисты у нее угнали: «Тогда наш командир старушку спрашивает: «А ты узнаешь из немцев, кто именно уводил твою корову?». Она говорит: «Як же не узнать». «...Тогда командир говорит: «А ну! Бей его по харе!» А она смотрит на командира: «Да як же я его ударю? Вин меня убьет». А командир... полушутя говорит: «Ну тогда и корову тебе не отдадим». Тогда эта старуха как курица налетела и давай этого немца бить - да все по «харе» и с приговором: «Вот тебе за мою Буренушку! Вот тебе так, вот тебе!» Тут получилось целое зрелище, толпа людей и общий смех. Но немец только головой крутил...».
Сам Василий с большим удовольствием описывает, как, встретившись после плена с одним из бывших там полицаев (то есть русских, продавшихся немцам), он унизил его и избил - в виде мести за всех, кого тот в свое время мучил: «Так вскипела во мне моя злоба, что я действительно говорил с заиканием... «Убью я тебя, сволочь! ...сколько ты нашего брата бил и даже убивал насмерть своей дубиной?! ..Вот теперь пришла и твоя пора!». ...и в этот момент еще ударил, не помню сколько раз. Но что касается злобы-нервозности, то наверно бы и на самом деле мог впалить из автомата «очередь». Но тут его спасло другое. Он как котенок стоял передо мной на коленях и плакал, просил прощение». Унижение врага успокаивает Василия, он оставляет полицая в живых: «...Мне было опосле так легко на душе, что Пантелей был под моими ногами... Пусть и он поплачет, не только мне одному плакать. ...Когда-то он ходил как «туз», а в это время был как мокрый котенок». Несмотря на то, что в двух этих рассказах ненависть по отношению к фашистам показана как закономерно возникшее чувство, в книге в целом Василий со скорбью и болью показывает, как война может озлобить людей, лишить их человеческого образа. После штыкового боя «что касается вида человека - то был подобен зверю, не только у меня, а у всех. Один из русских солдат, для меня был незнакомый, в страшном бою немца загрыз зубами - конечно, насмерть». Ожесточает людей и физически тяжелые условия, например, плен: «Одна пожилого возраста гражданка приготовила большой противень вареников. ...И когда подошла она к колонне, то просила конвоира, чтобы тот разрешил подать пленным. Немец разрешил. А тут на нее уже давно поглядывали: как бы угодить и успеть схватить ее гостинца. Как кинулись к этой старушке и чуть ее не измяли, все у нее вышибли и все перемяли в земле, и никто не попользовался по-хорошему». Животные инстинкты, победившие в человеке, не могут созидать, они лишь разрушают. Противопоставить этому можно только то, чему Василия учили с детства - добро по отношению к другим людям, творимое не для похвалы или благодарности, а для Бога: К примеру, одно время Василий, живя в оккупированной деревне, занимался тем, что грузил на машины мешки с зерном и сопровождал его в район на заготзерно. Но контролеров там не было, и, по предложению Василия, часть мешков они с шофером тайно отвезли «бедным людям, которые сквозь слезы нас благодарили и тут же молились Богу за нас. Мы с них, конечно, совершенно ничего не брали, а давали даром. Вначале шофер не хотел, а я ему говорю: «Доброе дело надо больше делать, а за это нас Бог не забудет». Представление о добре, которое может изменить судьбу того, кто его делает, вызвать «ответное добро» от Бога, характерно не только для Василия: из тех же соображений женщина в осажденной Одессе берется переправить родителям Василия его письмо - потому что она давно не получает писем от своего сына. Потому же и немецкий офицер распоряжается давать пленному Василию, ослабевшему от недоедания, двойной обед: «Господин комендант тебя пожалел ради своего сына. - объясняет переводчик. - У него сын такого же возраста и тоже на фронте. О нем нет никакого известия».
У многих людей сделанное им добро вызывает благодарность. По христианской философии Василия, самая лучшая благодарность - это молитва за благодетеля. Так, одна старушка, которой они с шофером предлагают мешок зерна, предупредила их, что ей нечем заплатить. Когда же они, несмотря на это, оставили ей пшеницу, она вначале растерялась, «а потом залилась слезами и приговаривает благодарственные слова: «Дай Бог вам счастья, здоровья, сохрани вас Господь», и т.д. Показательна реакция Василия: «Вот, бабусенька, а говорила, нечем платить? Истинно говорю: для нас это (то есть ее молитва за них - Е.В.) дороже всего на свете».
Добро, как показывает книга, освобождает людей от всех разделяющих их земных перегородок и объединяет в стоянии перед Богом. Так, Василий, встретив того немецкого офицера, который спас его от голодной смерти, радуется и начинает плакать. Офицер плачет в ответ. «Конечно, он прослезился из-за того, что идет на фронт, да еще - что от его сына нет писем. Так мы поняли с его слов. Я немного успокоился и говорю: «Дай Бог Вам удачи и Вашему сыну тоже дожить до конца войны». Его кучер мог немного переводить ему. И после этого он стал очень довольный - и кивает своей головой в знак благодарности. Безусловно, он подал свою руку и моему товарищу и также пожелал нам счастливого пути». Василий, который в других местах пишет о фашистах с ненавистью, здесь с христианской любовью молится за врага - потому что смог, благодаря совершенному добру, увидеть в нем человека, брата во Христе: «Хорошо понятно то, что мы являлись врагами друг другу. Но откуда появилась у него такая милость к своему противнику? Все это никто не может знать. Но мне, конечно, более понятно, чем кому-то. Вот я и хочу сказать: все это происходило по Божьему промыслу, по Божьей воле. Поэтому-то и лились ручьем мои слезы, что я получал благодать Божью».
Книга Василия Решетникова показывает истинный лик войны. Была в ней и жестокость, и ненависть к врагам, и равнодушие к своим. Но было и другое: вера в Бога, жизнь по совести, добро и милосердие. И если смотреть на Великую Отечественную Войну глазами верующего, Россия победила в ней не один, а два раза. Первый раз - исторически, взяв Берлин. Второй раз - духовно, покорив сердца побежденных немцев своей милующей любовью, так что многие из воевавших «вынесли самые теплые впечатления о нашем народе: например, как русская женщина, встречая в разоренном селе конвой пленных немецких солдат, давала им горячую картошку, чтобы они не только поели, но и согрели обмороженные руки» (митрополит Питирим). Эта любовь к врагам коренилась в вере русских - и потому обладала великой силой: «В Германии есть у меня друг, пастор. Он говорит: «Знаете, русская женщина спасла мне жизнь! Нас гнали в бой - она меня перекрестила в дорогу. Весь взвод выбили - я остался жив». Он был студентом богословом, а потом стал священником» (митрополит Питирим).
Глубокой верой простых русских людей, и воинов, и мирных жителей, пронизаны страницы книги Василия Решетникова. И главная ценность книги именно в этом свидетельстве о том, что Советская Русь в глубине своей оставалась, несмотря ни на что, Святой Русью, благодаря чему победа в войне осталась за нею.