ЖЖ Крыма. Скит святой Анастасии — пещерный город Качи-Кальон
Крестовый корабль
Романтика крымских названий всегда меня завораживала. Совершенно непонятные для русского уха, не то греческие, не то татарские, не то турецкие. Не то из Нарнии, не то из Средиземья. Эски-Кермен, Кыз-Куле, Каламита... Иногда известны переводы названий, иногда они теряются. Есть в Крыму речка Кокоска (Коккозка — «ТД»), а когда-то помнили, что это река Кок-коз, в переводе — «голубые глаза». На нашем сегодняшнем маршруте тоже немало певучих имен и созвучий.
Скит святой Анастасии находится в пещерном городе под названием Качи-Кальон. Это приблизительно полтора километра от села Предущельное в Бахчисарайском районе Крыма. Качи-Кальонский известняковый массив напоминает нос гигантского корабля, направленный вниз по течению реки Кача. Впечатление усиливают «иллюминаторы» — вырубленные в скалах пещеры. Один из вариантов перевода названия «Качи-Кальон» — «Крестовый корабль». На носу корабля при известной доле воображения можно увидеть подобие грандиозного нерукотворного креста, образованного скальными трещинами.
Монастырь — от иконоборчества до войны с Турцией
Отдельные пещеры вырублены не только в скальном массиве, но и в отколовшихся от него гигантских глыбах, зачастую лежащих прямо у дороги. На склонах и в долине еще с VI века располагалось поселение. Одним из основных занятий его жителей было виноделие; об этом свидетельствуют многочисленные давильни для винограда (их здесь свыше 120). Вскоре при поселке было возведено укрепленное убежище. Поселение и убежище находились на перекрестке торговых дорог, которые пролегали через гористые верховья Качи, соединяя юго-западную часть полуострова с Южным берегом Крыма через перевал Кибит-Богаз.
Часть построек была связана с монастырем, возникшим в VIII-IX вв. в период иконоборческого движения. В одном из больших гротов Качи-Кальона находился родник, который поил обитателей монастыря. Дорога, проходящая под монастырем, скоро оканчивается тупиком, поэтому и сейчас здесь немного машин и людей. Это место всегда находилось немного в стороне от шумных путей. И может, именно благодаря этой отдаленности от мирской суеты много столетий назад здесь поселились монахи. Это были пришлые люди, не крымчане. Они бежали из Византии, где шла борьба не только с иконопочитанием, но и с монастырями вообще.
Монастырь просуществовал здесь до 1778 г. (в этом году произошло переселение христиан из Крыма). Шла война с Турцией, в Бахчисарайском районе были расквартированы части русской армии. Для мирных жителей оставаться в своих домах стало опасно. Екатерина Вторая предложила православным переселиться в Приазовье. Так опустело село Мариамполь рядом с Успенским монастырем под Бахчисараем (его жители основали город Мариуполь на новом месте), так перелистнул одну из страниц своей истории монастырь в Качи-Кальоне.
Скит святой Анастасии
В 1850 году в Качи-Кальоне был создан скит святой Анастасии. Источник в гроте стал местом паломничества, ибо его считали целебным. Старая церковь была восстановлена, возобновилось богослужение, а у дороги построена новая, тоже названная именем святой Анастасии.
Монастырь был закрыт в 1921 году. Сохранилось множество искусственных пещер. Они соединялись между собой террасами и лестницами, вплотную к ним примыкали деревянные постройки.
На стенах некоторых пещерных церквей хорошо сохранились следы надписей на греческом языке и изображения крестов, скамья для священнослужителей (синтрон), следы могил, усыпальниц. На одном из рухнувших обломков скалы вырублена большая неглубокая ниша с рельефным «процветшим» крестом в виде виноградной лозы — предположительно это апсида небольшой часовенки. Мы бы не заметили этого креста, если бы наш проводник не указал на него, хотя эта каменная глыба стоит у самой тропы.
Источник с зеленоватой водой
Наиболее впечатляющая часть Качи-Кальона — так называемый Четвертый Грот. Он представляет собой гигантскую естественную арку высотой около 70 метров. В самом гроте некогда был монастырь. А на площадке перед ним хорошо заметны следы монастырского кладбища — остатки надгробий; местами — провалы (видимо, упавшие склепы). Здесь находится источник святой Анастасии Узорешительницы: просачиваясь сквозь трещину в скале, вода скапливалась в круглой купели. Над источником видны ниши, в которых были установлены иконы и высечен крест. Сейчас эти иконы — бумажные, простенькие, но встречая их на круче, невольно осеняешь себя крестным знамением. Чья-то благочестивая рука оставила их здесь, зажигала перед ними свечи. Но в день, когда мы бродили по Качи-Кальону, мы не встретили там ни одной живой души — ни монахов, ни паломников, ни туристов.
Церковь святой Анастасии, кстати, раньше была хорошо известна и за пределами Крыма. Так, в грамоте царя Бориса Годунова упоминается денежная помощь Москвы этой маленькой крымской церкви. В Крыму менялись народы и государства, но церковь святой Анастасии оставалась. Ее упоминают и путешественники XIX века, о ней помнят все современные любители крымских троп.
Церковь святой Софии
Главная святыня городища — скальная церковь святой Софии, возведенная, вне сомнения, в византийскую эпоху, скорее всего иконопочитателями в VIII-IX веках. Храм существовал вплоть до 1778 г., до исхода крымских греков, а затем в XIX столетии был восстановлен. Эта пещера рукотворная, как и большинство пещер в крымских поселениях. В огромном обломке скалы высечено помещение овальной формы, длиной чуть больше пяти метров, шириной около двух с половиной метров, потолок выше двух метров, так что никому не приходится нагибаться. Алтарная ниша храма подковообразной формы, она отделялась от наоса (помещение, где находились молящиеся) невысокой алтарной преградой. В полу апсиды (алтарной части) — углубление для престола. В южной и северной стенах высечены ниши для икон. Внутри церкви — остатки древних могил.
В XIX в. церковь была восстановлена местным помещиком Г. Хвицким и освящена во имя святой Анастасии. Рядом с церковью, в соседнем скальном обломке, вырублена усыпальница, на стене которой высечен символизирующий вечность крест в круге. Вокруг усыпальницы расположено древнее кладбище с покрытыми резьбой каменными двускатными надгробиями.
Рассказывают, что крест на вершине церкви установлен не кем-нибудь из музейщиков или историков, даже не монахами, а юношей из недалекого села — Виталиком Евтушенко. Было время, когда любой, кто пришел бы в Качи-Кальон, мог встретить здесь паренька в белом подряснике, подметавшего в пещерах монастыря, молившегося в древних храмах, ставившего свечи и иконы в нишах, мечтавшего о семинарии и монашестве. Монахи из Успенского монастыря стали его духовными наставниками, дали ему подрясник. Этим летом мы его не встретили. Кто знает, может быть, он окончил обычную школу и уже учится на пастыря в одной из духовных школ.
Странно: как я прожила в Крыму двадцать с лишним лет и только теперь побывала здесь. Может, если прийти сюда в следующем году, застанешь в одном из храмов будничную монастырскую службу. Может быть, со скорбью увидишь, что кто-то уничтожил иконы, осквернил источник. В крымских пещерных монастырях редко можно предугадать, что случится за год. Некоторые обители уже устоялись. Надо надеяться, уже не угаснет монашеская жизнь в Инкермане и Успенском монастыре, о которых речь на нашем сайте впереди. Но каждый раз, когда приходишь на Мангуп-Кале или в Качи-Кальон и застаешь там иноков, радуешься, даже если они закрывают вход в какие-то из пещер или храмов. Жить в пещерах тяжело: даже в Крыму лето не круглый год, да и мало ли какие искушения могут быть у иноков среди скал. Самое печальное, если видишь, что ушли монахи с уже обжитого места...
Материалы по истории Качи-Кальона взяты с сайтов http://www.krimoved.crimea.ua, http://www.jalita.boom.ruВпервые опубликовано 22 июля 2008 года